Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 5. О терпѣніи [1].

Господь сказалъ: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22). Терпѣніе служитъ укрѣпленіемъ для всѣхъ добродѣтелей. И ни одна изъ добродѣтелей безъ него не можетъ устоять, ибо всякій обратившійся вспять не управленъ есть въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62). Если кто либо думаетъ, что онъ причастенъ и всѣмъ добродѣтелямъ, но не претерпитъ до конца, то не избѣжитъ сѣтей діавольскихъ и не будетъ управленъ къ достиженію царства небеснаго. Ибо и тѣ, которые уже здѣсь получили обрученіе (жизни вѣчной) имѣютъ нужду въ терпѣніи, чтобы воспринять въ будущемъ совершенную награду за подвигъ. Во всякомъ искусствѣ и при всякомъ знаніи необходимо терпѣніе. И справедливо; потому что безъ него не совершаются и самыя внѣшнія дѣла; но если бы какое нибудь изъ нихъ и совершилось, то нужно бываетъ терпѣніе для того, чтобы совершившееся сохранилось. И просто сказать: всякое дѣло прежде, нежели совершится, съ терпѣніемъ совершается, и совершенное терпѣніемъ сохраняется, и безъ него не можетъ устоять, да и не получаетъ конца. Ибо если это дѣло хорошее — терпѣніе податель и хранитель его; если же худое, — терпѣніе подаетъ (въ немъ) покой и великодушіе, и не попускаетъ искушаемому томиться малодушіемъ, обрученіемъ геенны. Ему свойственно умерщвлять отчаяніе, умерщвляющее душу. Оно научаетъ душу утѣшать себя и не унывать отъ множества браней и скорбей. Уклонившійся отъ него Іуда, какъ неопытный въ брани, нашелъ себѣ двоякую смерть. Усвоившій его себѣ Апостолъ Петръ, какъ опытный въ брани, и въ самомъ паденіи побѣдилъ низложившаго его діавола. Усвоивъ терпѣніе, монахъ тотъ, нѣкогда павшій въ блудъ, побѣдилъ побѣдившаго его, потому что не послушалъ помысла отчаянія, который понуждалъ его уйдти изъ келліи и пустыни, но съ терпѣніемъ говорилъ своимъ помысламъ: не согрѣшилъ я, и опять говорю вамъ: не согрѣшилъ. О Божественное благоразуміе и терпѣніе доблестнаго мужа! — Терпѣніе усовершенствовало блаженнаго Іова и первыя его добрыя дѣла. Ибо если бы немного уклонился отъ него праведный, то потерялъ бы и все прежнее; но Знавшій его терпѣніе попустилъ бѣдствіе, къ усовершенствованію его и пользѣ многихъ. Познавшій пользу терпѣнія прежде всего старается пріобрѣсти его, по слову Великаго Василія, который говоритъ: не на всѣ страсти вооружайся вдругъ; можетъ быть не получишь успѣха и обратишься вспять и не управленъ будешь въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62); но борись съ каждою изъ страстей порознь, начиная съ терпѣнія того, что тебя постигаетъ. И поистинѣ такъ. Ибо если кто либо не имѣетъ терпѣнія, то никогда не можетъ устоять на войнѣ видимой, и не только себѣ, но и другимъ наноситъ своимъ уклоненіемъ бѣгство и погибель. По слову, которое Богъ сказалъ Моисею: страшливый на брань да не исходитъ (Втор. 20, 8) и проч. Но при видимой войнѣ иной можетъ оставаться внутри дома и можетъ быть не выходить на войну; хотя чрезъ это и лишится даровъ и вѣнцевъ, и останется можетъ быть въ бѣдностя и безчестіи. Въ мысленной же брани невозможно найти мѣста, гдѣ бы ея не было; хотя бы и все твореніе прошелъ кто либо, но куда ни пойдетъ, вездѣ встрѣтитъ брань. Въ пустынѣ — звѣри и демоны и прочія злополучія и страшилища. Въ безмолвіи — демоны и искушенія. Среди людей — демоны и люди искушающіе. И нигдѣ нѣтъ мѣста, безъ испытаній; потому безъ терпѣнія и невозможно найти покой. Терпѣніе же происходитъ отъ страха и вѣры и начинается съ благоразумія. Благоразумный испытываетъ дѣла согласно уму, и, находя ихъ тѣсными, какъ сказала Сусанна, избираетъ лучшее, какъ и она. Ибо эта блаженная воззвала къ Богу: (Дан. 13, 22) тѣсно ми отвсюду: если я исполню желаніе беззаконныхъ старѣйшинъ, душа моя погибнетъ за прелюбодѣяніе, если же ослушаюсь ихъ, оклевещутъ меня въ прелюбодѣяніи и, какъ судьи народа, осудятъ меня на смерть; но лучше мнѣ прибѣгнуть къ Всесильному, хотя и смерть предстоитъ. О каково было благоразуміе этой блаженной! Разсудивъ такъ, она не ошиблась въ своей надеждѣ. Но какъ только собрался народъ и беззаконные судьи возсѣли, чтобы оклеветать ее и осудить неповинную на смерть, какъ прелюбодѣйцу, тотчасъ двѣнадцатилѣтній Даніилъ явился отъ Бога пророкомъ и избавилъ ее отъ смерти, обративъ смерть на старѣйшинъ, хотѣвшихъ осудить ее беззаконно. Примѣромъ Сусанны Богъ показалъ, что Онъ близокъ къ тѣмъ, которые желаютъ ради Его терпѣть искушеніе и не хотятъ оставить добродѣтель по нерадѣнію изъ-за скорби, но предпочитаютъ законъ Божій, и въ терпѣніи того, что ихъ постигаетъ, увеселяются надеждою спасенія. И справедливо, Если предстоятъ два бѣдствія: одно временное, а другое вѣчное, то не лучше ли избрать первое. Потому и говоритъ Св. Исаакъ: лучше терпѣть бѣдствія изъ любви къ Богу и прибѣгать къ Нему, въ надеждѣ вѣчной жизни, нежели, по страху искушеній, отпасть кому либо отъ Бога, впасть въ руки діавола и съ нимъ идти въ муку (Іак. 1, 2; 2 Кор. 8, 2). Потому хорошо было бы, еслибы кто подобно святымъ радовался въ искушеніяхъ, какъ боголюбивый; если же мы не таковы, то изберемъ по крайней мѣрѣ легкое, ради предлежащей необходимости. Ибо намъ необходимо или здѣсь бѣдствовать тѣлесно и царствовать мысленно со Христомъ, въ нынѣшнемъ вѣкѣ, ради безстрастія, и потомъ въ будущемъ; или отпасть по страху искушеній, какъ было сказано, и пойдти въ вѣчную муку, отъ которой да избавитъ насъ Богъ, чрезъ терпѣніе бѣдствій здѣсь. Терпѣніе есть какъ бы камень, неподвижно стоящій противъ вѣтровъ и волнъ житейскихъ, и достигшій его не изнемогаетъ при наводненіи и не возвращается назадъ; но, и находя покой и радость, не увлекается самомнѣніемъ, а всегда пребываетъ одинаковымъ, и въ благоденствіи и въ злополучіи; потому онъ и пребываетъ невредимымъ отъ сѣтей врага. Когда встрѣтитъ бурю, терпитъ съ радостію, ожидая конца: когда и тихая погода бываетъ, ожидаетъ искушенія до послѣдняго издыханія, по слову Великаго Антонія. Такой познаетъ, что въ этой жизни отнюдь ничего нѣтъ неизмѣннаго, но все проходитъ, потому онъ и ни мало не заботится о чемъ либо земномъ, но предоставляетъ все Богу, ибо Онъ печется о насъ. Ему подобаетъ всякая слава, честь и держава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Заглавіе подлинника составляютъ стихи: «Пятое слово о терпѣніи и буква ε. Оно есть первое и великое въ добродѣтеляхъ и во всякомъ искусствѣ».

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 22-27.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0