Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 6. О надеждѣ (будущаго) [1].

Надежда, чуждая попеченій, есть жизнь и богатство, невидимое по чувству, но подтверждаемое благоразуміемъ и существомъ дѣлъ. Ибо и земледѣльцы трудятся сѣя и садя; и мореплаватели терпятъ также многія бѣдствія, и дѣти, — обучаясь чтенію и прочимъ наукамъ; но всѣ они имѣютъ въ виду надежду, потому и трудятся съ радостію, и по видимому теряютъ готовыя вещи, по умственному же, — терпятъ для того, чтобы пріобрѣсти бóльшее. Часто имѣютъ и недостатокъ въ томъ, что намѣрены посѣять. Но, можетъ быть, кто нибудь скажетъ: изъ опыта они научаются, что получаютъ пріобрѣтеніе, а въ мысленномъ (не такъ); никто не воскресъ изъ мертвыхъ, чтобы научить насъ. Это происходитъ отъ неопытности въ духовныхъ дарованіяхъ и познаніяхъ; и не чудо; ибо неопытные и въ преждеупомянутомъ боятся, пока не испытаютъ. И дѣти, не понимая пользы отъ обученія грамматѣ и прочимъ наукамъ, бѣгутъ отъ нихъ, но родители, чувствуя эту пользу, какъ чадолюбивые, насильно принуждаютъ ихъ, а современемъ, когда дѣти получатъ опытность, то начинаютъ не только любить науки и принуждающихъ къ нимъ, но и сами съ радостію терпятъ все за познанія, которыхъ достигли. Потому и мы должны прежде съ вѣрою и терпѣніемъ идти, и не ослабѣвать въ скорбяхъ; тогда, современемъ, познаемъ пользу совершаемаго нами. И такъ съ радостію и веселіемъ будемъ дѣлать должное безъ труда. Вѣрою бо ходимъ, говоритъ Апостолъ, а не видѣніемъ (2 Кор. 5, 7). Но какъ никому изъ завимающихся въ вѣкѣ семъ торговлею невозможно тотчасъ получать прибыль, такъ невозможно никому пріобрѣсти знаніе и покой, прежде нежели онъ дѣломъ и словомъ потрудится въ добродѣтеляхъ. И какъ тѣ (торгующіе) всегда боятся потери и надѣются на прибыль, такъ и здѣсь должно быть до послѣдняго издыханія. И какъ первые не тогда только дѣлаютъ свое дѣло, когда получаютъ прибыль, но и послѣ потери и бѣдствій опять его дѣлаютъ, такъ и вторые должны поступать, зная, что праздный не ѣстъ отъ своихъ трудовъ, почему и бываетъ бѣденъ, а часто и долженъ можетъ быть много талантовъ. Потому и говоритъ Пророкъ: на упованіи вселилъ мя еси (Псал. 4, 9) и Апостолъ сказалъ: упованіемъ получили совершенство (Евр. 6, 12. 18). Это сказано нами вкратцѣ, на основаніи природы вещей и Божественнаго Писанія; если же кто хочетъ дознать опытомъ, тотъ пусть, по силѣ своей, проходитъ семь тѣлесныхъ дѣланій [2], не развлекаясь, совершенно какъ въ училищѣ, и старается о нравственномъ, то есть, душевномъ дѣланіи; достигнувъ чрезъ это надежды и, пребывая въ ней, онъ получитъ точное познаніе сказаннаго, и того, что въ началѣ покаянія, когда онъ началъ семь дѣланій, отъ перваго, то есть безмолвія, было уже воздаяніе надежды и готовое пріобрѣтеніе, прежде нежели онъ потрудился въ прочихъ шести, то есть постѣ, бдѣніи и прочемъ; но какъ только онъ началъ подвизаться въ первомъ очищеніи души, — безмолвіи, тотчасъ приготовилось пріобрѣтеніе, будучи же неопытнымъ ученикомъ, онъ не познавалъ тогда благодати Владыки, какъ и дитя — пользы отъ своихъ родителей, хотя они и прежде рожденія, по произволенію, были уже его благодѣтелями, желая, чтобы оно не только родилось и было живо, но и наслѣдовало послѣ нихъ то, что они приготовили ему и еще пріобрѣтутъ съ трудомъ. Но дитя, не понимая этого, вовсе не заботится ни о чемъ, считаетъ себѣ тягостію подчиненіе родителямъ, и если бы не было необходимости въ пищѣ и не понуждала природа, то никакъ бы не вело себя благоразумно. Тотъ же, кто желаетъ наслѣдовать царство небесное и не терпитъ постигающихъ его (скорбей), оказывается еще болѣе неразумнымъ. Ибо онъ созданъ по благодати, получилъ все существующее, и надѣется на будущее, вѣчное соцарствованіе Христу, удостоившему его, ничего не значущаго, столькихъ и такихъ даровъ, чувственныхъ и мысленныхъ, такъ что и пречестную кровь Свою Христосъ благоволилъ пролить за него, и ничего отъ него не требуетъ какъ только, чтобы онъ имѣлъ произволеніе принять Его блага и болѣе ничего. Это составляетъ Его единственное требованіе. Успѣвшій познать это приходитъ въ ужасъ. Чего требуетъ отъ тебя Богъ, говоритъ? О безуміе! Какъ мы видя не видимъ страшныхъ Его таинствъ? И то самое, что Богъ являетъ Себя ищущимъ отъ насъ (этого желанія), есть для насъ, величайшій даръ. Какъ мы не разумѣемъ, что лучшій изъ всѣхъ есть старающійся о добродѣтели и выше всѣхъ онъ стоитъ и восходитъ горѣ, хотя бы былъ и бѣдный и безродный. Развѣ не видимъ мы въ нынѣшнемъ вѣкѣ Пророковъ и Апостоловъ и Мучениковъ и сомнѣваемся о будущемъ. Разсмотримъ жизнеописанія ихъ, что они сдѣлали, и откуда, какъ они говорятъ, получили они благодать и крѣпость, и не только (при жизни), но и по смерти дѣлаютъ чудеса. Видимъ, что цари и богатые покланяются ихъ святымъ иконамъ. Видимъ, что добродѣтельные и въ нынѣшнемъ вѣкѣ живутъ съ полною благодарностію въ духовной радости и добродѣтели, а богатые негодуютъ [3] и подвергаются искушеніямъ, болѣе, нежели подвижники и нестяжательные. Поэтому и надѣемся, что добродѣтель поистинѣ есть лучшее изъ всего. Если же не такъ, то разсмотримъ, почему невѣрные, можетъ быть и Бога не знающіе, восхваляютъ добродѣтель, хотя и иновѣрнымъ представляется имъ добродѣтельный человѣкъ; но добродѣтель пристыждаетъ и противника. Если мы вѣруемъ, что добродѣтель есть благо, то всячески и сотворившій добродѣтель и даровавшій ее людямъ Богъ также благъ; а если благъ, то всячески и праведенъ, ибо праведность есть добродѣтель, потому и благая. Если же Богъ благъ и праведенъ, то все, что Онъ сотворилъ и еще творитъ, творитъ Онъ по благости, хотя лукавымъ это и неясно; ибо ничто такъ не помрачаетъ обыкновенно мысль [4], какъ лукавство. Простотѣ и смиренію, а не трудамъ является Богъ [5]. Является же Онъ не такъ, какъ думаютъ нѣкоторые по своей неопытности, но видѣніемъ (созерцаніемъ) существующаго, то есть, твореній Его и откровеніемъ таинствъ въ Божественныхъ Писаніяхъ. Таково возмездіе безмолвія и прочихъ дѣланій въ нынѣшнемъ вѣкѣ, а въ будущемъ — яже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9) и отвергающимъ свои пожеланія съ терпѣніемъ и надеждою будущихъ благъ, о которыхъ и мы молимся, — получить ихъ благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа. Ему подобаетъ всякая слава, честь и держава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Заглавіе подлинника. Вотъ опять написалось Евангельское слово о надеждѣ будущаго. Зита шестая изъ буквъ. Ищетъ (ζητεῖ) и умъ того, чтобы сдѣлаться безпопечительнымъ.
[2] См. книгу 1. Стр. 29.
[3] ἀγαναϰτοῦντας.
[4] См. Лѣствицу преп. Іоанна. Москва. 1862. Сл. 26 § 52 стр. 248.
[5] Дополнено по Слав. переводу, а въ Греч. «мысль» нѣтъ.

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 28-33.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0