Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свщмч. Петръ Дамаскинъ († 1157 г.)
Двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣденія.

Слово 7. О безпристрастіи [1].

Безпристрастіе происходитъ отъ надежды, ибо надѣющійся получить въ иномъ мѣстѣ вѣчное богатство легко презираетъ то, что у него подъ руками, хотя бы временная жизнь и представляла всякій покой, а если жизнь эта еще прискорбна и многоболѣзненна, то кто заставитъ разумнаго человѣка предпочитать ее любви къ Богу, Который и эту жизнь и ту даетъ любящимъ Его; развѣ только человѣкъ тотъ слѣпъ и вовсе не можетъ видѣть, по невѣрію, худому произволенію и привычкѣ къ злу. Если же бы онъ вѣровалъ, то просвѣтился бы; и, получивъ чрезъ твердую вѣру малый свѣтъ познанія, подвизался бы освободиться отъ злѣйшей своей привычки. И если бы положилъ такъ въ душѣ, то благодать содѣйствовала бы ему и подвизалась бы вмѣстѣ съ нимъ. Но потому и говоритъ Господь: мало есть спасающихся (Лук. 13, 23), что сладкимъ кажется намъ видимое, хотя оно и горько. И собака, когда лижетъ свою рану [2], отъ сладости не ощущаетъ болѣзни, что она пьетъ собственную кровь. И чревоугодникъ, когда ѣстъ вредное для него, по душѣ и по тѣлу, не чувствуетъ вреда, который себѣ дѣлаетъ. И всѣ раболѣпствующіе страстямъ также страдаютъ, по нечувствію, а если иногда и возстаютъ, то привычкою (къ страстямъ) опять увлекаются; потому и говоритъ Господь: царствіе небесное нудится (Матѳ. 11, 12), не по порядку естества, а по нашему навыку въ страстяхъ. Если же бы оно было таково по естеству, то никто не вошелъ бы въ него: но имѣющимъ произволеніе иго Господне благо и бремя легко (Матѳ. 11, 30), а не имѣющимъ произволенія тѣсна врата и прискорбенъ путь и нуждно царствіе (Лук. 13, 24). Для первыхъ оно внутрь есть и близъ нихъ, потому что они желаютъ его, и скоро достигаютъ безстрастія. Ибо воля помогаетъ намъ или препятствуетъ спастись, и — ничто другое. Пожелалъ ты чего либо добраго, — исполняй его; если не можешь, — желай, и вотъ ты уже имѣешь его, хотя и не имѣешь. Такъ понемногу образуется привычка и сама по себѣ дѣлаетъ или доброе или худое. Если бы не было такъ, то ни одинъ разбойникъ не спасся бы; а не одинъ только, но и многіе изъ разбойниковъ просіяли. Посмотри, какъ велико разстояніе между разбойникомъ и святымъ, однако привычка не преодолѣла, но произволеніе побѣдило. А кто, по благодати Христовой благоговѣинъ, или и монахъ, тому что препятствуетъ сдѣлаться такимъ, какъ они? Тѣ далеко, а этотъ близко, и большую часть пути уже прошелъ, по благодати, или естественно, или наслѣдовавъ отъ родителей благочестіе и благоговѣніе. Не странно ли, когда разбойники и раскапывающіе гробы будутъ святыми, а иноки осужденными! Но увы мнѣ бѣдному! студъ лица моего покры мя (Псал. 43, 16). Цари предаются нищетѣ, подобно Іоасафу и другимъ, а нищій не можетъ держаться прежняго своего обычая, и безъ труда войдти въ царство небесное, безпристрастіемъ къ вещамъ, которыхъ онъ не получилъ и по наслѣдству отъ родителей. Но когда онъ произнесъ «отрекаюсь» и того, чего не имѣлъ, (ибо міръ и то, что въ мірѣ, другой содержитъ въ своей власти, а этотъ только желалъ власти), когда и сего онъ отрекся, тогда дѣлается многостяжательнымъ и говоритъ: не могу быть нестяжательнымъ, и терпѣть то, что меня постигаетъ. Но что терпѣть, скажи мнѣ? темницы ли и оковы, которыя имѣлъ ты прежде? если же ты былъ начальникомъ, то вѣдь и начальники и богатые терпятъ это. Такъ что же? недостатокъ въ необходимомъ, наготу и прочее тяжкое, что ты имѣлъ (и прежде). Но чтобы, подробно говоря, не продолжить слова и не посрамить полныхъ стыда (скажу только): довольно съ насъ и того, что имѣемъ пристрастіе къ чему либо изъ видимыхъ вещей, отъ желанія которыхъ мы отреклись, и это къ посрамленію и обличенію въ будущемъ, подобно Гіезію и Іудѣ. Одинъ изъ нихъ пожелалъ того, чего не имѣлъ, и за то, вмѣстѣ съ паденіемъ, получилъ и проказу отъ Бога, а другой, отрекшись того, что имѣлъ, опять пожелалъ этого, чрезъ что и получилъ въ наслѣдство погибель вмѣстѣ съ удавленіемъ.

Какое же преимущество монаха, если не храненіе дѣвства и нестяжаніе? Другія заповѣди, какъ согласныя съ естествомъ, и всѣ люди должны исполнять. Ибо любить Бога и ближняго, терпѣть постигающее насъ, употреблять вещи по естеству и удаляться отъ злыхъ дѣлъ каждый изъ насъ долженъ, хотя бы и не желалъ; и безъ храненія этого нельзя найдти покоя и въ нынѣшнемъ вѣкѣ. Потому что и законы наказываютъ согрѣшающихъ, и начальники понуждаютъ къ исполненію добродѣтели, по слову Апостола: не бо вотще, говоритъ онъ, мечь носитъ. И опять: хощеши ли не боятися власти, благое твори, и будеши имѣти похвалу отъ него (Рим, 13, 4). И это все, какъ естественное, всѣ не только дѣлаютъ, и всѣ желаютъ этого, но и охраняютъ правосудіемъ. А жребій монаха есть то, что превыше естества. Онъ воинъ Христовъ, потому долженъ вкусить страданій Его, чтобы получить и славу Его. И это также естественный законъ, подтверждаемый чувственными дѣлами. Не прославляются ли воины царскіе за то, что страдаютъ вмѣстѣ съ Царемъ? Не по мѣрѣ ли того, какъ страдаетъ каждый, получаетъ онъ здѣсь и похвалу? а на сколько оказывается непотребнымъ, настолько и подвергается безчестію. Не на сколько ли кто либо носитъ одежду, подобную царской, на столько бываетъ ближайшимъ къ нему, а на сколько — несходную, — оказывается чуждымъ Царю? Такъ должно смотрѣть и на окружающихъ нашего Царя. На сколько кто сострадаетъ и подражаетъ Христу въ нищетѣ Его, вкушая страданій и поношеній Его, которыя Онъ претерпѣлъ ради насъ, прежде распятія и погребенія, настолько дѣлается близкимъ Ему и соучастникомъ славы Его, по слову Апостола, который говоритъ: аще съ Нимъ страждемъ, то съ Нимъ и прославимся (Рим. 8, 17). Увы! Какъ мы не разумѣемъ, сколько терпятъ воины и разбойники и какъ трудятся ради одного только хлѣба; сколько странствуютъ путешественники и мореплаватели, и сколько труда переносятъ всѣ люди безъ надежды на царство небесное, а часто и не достигая цѣли, для которой трудятся. Мы же ради царства небеснаго и вѣчныхъ благъ не хотимъ и немного потерпѣть. Можетъ быть это и не было бы намъ такъ трудно, если бы произволеніе наше склонялось къ тому и не считало бы пріобрѣтеніе добродѣтелей тягостнымъ и несноснымъ, но скорѣе радостію и спокойствіемъ, ради надежды, безпопечительности, и чести, невольно послѣдующей за добродѣтелію. (Ибо и противникъ стыдится ея и удивляется ей). Конецъ ея веселіе и радость, и не только это, но безпристрастіе и въ самомъ себѣ имѣетъ соединенную съ нимъ радость, какъ и жизнь вещественная, въ постыдныхъ страстяхъ, содержитъ въ себѣ печаль, отъ каковой (плотской жизни) да избавимся мы, и да достигнемъ невещественной и вѣчной жизни безпристрастіемъ, рождающимъ умерщвленіе тѣла во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Надписаніе подлинника. Седьмая въ буквахъ (η) ита, а настоящее слово о безпристрастіи. Оно рождается отъ надежды, и есть бѣгство отъ всего міра.
[2] Τὴν ῥίνα носъ.

Источникъ: Творенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина, въ русскомъ переводѣ съ Еллино-Греческаго. Книга вторая, заключающая въ себѣ двадцать четыре краткихъ слова, полныхъ духовнаго вѣдѣнiя. — М.: Типографiя В. Готье, 1874. — С. 34-39.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0