Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Филоѳей, патр. Константинопольскій († 1379 г.)
Грамота къ Митрополиту Алексію съ увѣщаніемъ помириться съ Тверскимъ Княземъ Михаиломъ и не оставлять литовскихъ епархій безъ пастырскаго надзора (1371 г.)
[1].

Преосвященный Митрополитъ Кіевскій и всея Руси, пречестный, во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель нашей мѣрности: благодать и миръ отъ Бога да будетъ съ твоимъ святительствомъ. Грамоту твою, [посланную] съ твоимъ человѣкомъ Аввакумомъ, я получилъ и узналъ изъ нея, о чемъ ты написалъ и донесъ. Да будетъ тебѣ извѣстно, что не задолго передъ симъ снарядилъ я своего добраго человѣка и послалъ къ твоему святительству по тому поводу, что великій князь литовскій прислалъ ко мнѣ свою грамоту, въ которой пишетъ много. Посему я нашелъ нужнымъ послать къ твоему святительству человѣка своего съ грамотою нашей мѣрности, изъ коей ты въ точности узнаешь, что писалъ великій князь литовскій. Послѣ того, какъ мой человѣкъ отправился, пришелъ отъ тверскаго великаго князя Михаила чернецъ съ его грамотою. Получивъ эту грамоту, я узналъ, что онъ писалъ мнѣ; а писалъ и онъ много, между прочимъ, требовалъ, чтобы ему судиться съ тобою, чтобы твое святительство пришло сюда на соборъ, а онъ пошлетъ на судъ своихъ бояръ. Что касается до меня, то какъ могъ я не дать ему суда? Поэтому я написалъ къ твоему святительству съ вышеупомянутымъ человѣкомъ, какъ ты узнаешь изъ моей грамоты, чтобы ты, если можно, пришелъ сюда, или послалъ своихъ бояръ, и князь тоже бы послалъ своихъ бояръ, дабы могъ состояться судъ. Теперь же, когда пришелъ твой человѣкъ Аввакумъ, я узналъ изъ твоей грамоты и его словъ, о чемъ ты писалъ и просилъ. Но, подражая миротворцу Христу, отвѣчаю и наказываю тебѣ: не вижу я ничего хорошаго въ томъ, что ты имѣешь соблазнительные раздоры съ тверскимъ княземъ Михаиломъ, изъ-за которыхъ вамъ нужно ѣхать на судъ; но какъ отецъ и учитель, постарайся примириться съ нимъ и, если онъ въ чемъ-либо погрѣшилъ, прости и пріими его, какъ своего сына и имѣй съ нимъ миръ какъ и съ прочими князьями. А онъ, какъ я пишу къ нему, долженъ принести раскаяніе и просить прощенія. Вотъ что мнѣ кажется добрымъ и полезнымъ: пусть такъ и будетъ, безъ всякаго прекословія. Если же вы не хотите этого, а ищете суда, то я не препятствую суду, но смотрите, чтобы онъ не показался для васъ тяжкимъ. Мѣрность наша, какъ сказано, написала грамоту къ тверскому князю, которую и посылаю съ твоимъ человѣкомъ Аввакумомъ. Когда она дойдетъ до твоихъ рукъ, отдай ее моему человѣку, котораго я послалъ туда, и дай ему своего толмача, съ которымъ бы онъ пошелъ къ князю, показалъ ему какъ первую, такъ и настоящую мою грамоту, которую пишу теперь о мирѣ, и передалъ [мои] слова о томъ, чтобы онъ склонился къ покаянію и примиренію. Надѣюсь, что онъ не поступитъ иначе, а такъ, какъ я пишу къ нему.

Твое святительство хорошо знаетъ, что когда мы рукополагали тебя, то рукополагали въ митрополита Кіевскаго и всея Руси, — не одной какой нибудь части, но всей Руси; теперь же слышу, что ты не бываешь ни въ Кіевѣ, ни въ Литвѣ, но въ одной только [русской] странѣ, всѣ же прочія оставилъ безъ пастырскаго руководства, безъ отеческаго надзора и наставленія. Это — тяжкое [упущеніе] и противно преданію священныхъ каноновъ. Тебѣ слѣдуетъ обозрѣвать всю Русскую землю и имѣть отеческую любовь и расположеніе ко всѣмъ Князьямъ, — любить ихъ равно и показывать къ нимъ одинаковое расположеніе, благосклонность и любовь, а не такъ, чтобы однихъ изъ нихъ любить, какъ своихъ сыновъ, а другихъ не любить, но всѣхъ равно имѣть своими сынами, всѣхъ равно любить. Тогда и они будутъ воздавать тебѣ полною и великою доброжелательностію, любовію и покорностію; а сверхъ того, ты получишь еще помощь отъ Бога. Знай также, что я написалъ и къ Великому Князю Литовскому, чтобы онъ, по старому обычаю, любилъ и почиталъ тебя, какъ и другіе русскіе Князья, и, когда ты отправишься въ его землю, показывалъ бы тебѣ великую честь, внимательность и любовь, такъ чтобы ты могъ безбѣдно путешествовать по землѣ его. И ты съ своей стороны старайся, сколько можно, имѣть къ нему такую же любовь и расположеніе, какъ и къ прочимъ князьямъ, потому что подъ его властію находится христоименный народъ Господень, нуждающійся въ твоемъ надзорѣ и наставленіи, и тебѣ крайне нужно имѣть съ нимъ любовь, дабы видѣть и поучать какъ его, такъ и народъ Божій. Исполняй это со всѣмъ усердіемъ, безъ всякаго прекословія. О прочемъ наша мѣрность пространнѣе написала тебѣ съ своимъ человѣкомъ Іоанномъ, и ты узнаешь объ этомъ въ точности.

Примѣчаніе:
[1] Въ изданіи Миклошича и Мюллера грамота эта (безъ даты) усвоена патріарху Каллисту и поставлена между актами 1361-1362 г. (Acta Patriarchatus, t. I, p. 320-322). Но изъ содержанія видно, что она писана въ одно время и по одному дѣлу съ двумя предыдущими и слѣдующею грамотою.

Печатается по изданію: Русская историческая библіотека, издаваемая Императорскою археографическою комиссіею. Томъ VI: Памятники древне-русскаго каноническаго права. Часть I (Памятники XI-XV в.). — Изданіе второе. — СПб.: Типографія М. А. Александрова, 1908. — Стлб. 155-160. [Ос. паг.]

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0