Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)

Преподобный Симеонъ Новый Богословъ родился въ 946 году въ городѣ Галатѣ (Пафлагонія) и получилъ въ Константинополѣ основательное свѣтское образованіе. Отецъ готовилъ его къ придворной карьерѣ, и нѣкоторое время юноша занималъ высокое положеніе при императорскомъ дворѣ. Но достигнувъ 25 лѣтъ, онъ почувствовалъ влеченіе къ иноческой жизни, бѣжалъ изъ дома и удалился въ Студійскій монастырь, гдѣ проходилъ послушаніе подъ руководствомъ знаменитаго въ то время старца Симеона Благоговѣйнаго. Основнымъ подвигомъ преподобнаго стала непрестанная Іисусова молитва въ ея краткомъ видѣ: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности онъ постоянно искалъ уединенія, даже на литургіи стоялъ отдѣльно отъ братіи, часто оставался одинъ на ночь въ церкви; чтобы навыкнуть въ памятованіи о смерти, проводилъ ночи на кладбищѣ. Плодомъ его усердія были особыя состоянія восхищенія: въ эти часы Духъ Святой въ видѣ свѣтящагося облака нисходилъ на него и закрывалъ отъ его глазъ все окружающее. Со временемъ онъ достигъ постоянной высокой духовной просвѣтленности, что особенно обнаруживалось, когда онъ служилъ Литургію. Примѣрно въ 980 году преподобный Симеонъ былъ поставленъ игуменомъ монастыря святого Маманта и пробылъ въ этомъ санѣ 25 лѣтъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)
Слова, въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.

Слово первое.
1) Въ чемъ состояло преступленіе Адамово? 2) Какъ по причинѣ преступленія его всѣ люди сдѣлались тлѣнными и смертными? 3) Какъ милостивый и человѣколюбивый Богъ чрезъ домостроительство воплощенія избавилъ родъ человѣческій отъ тлѣнія и смерти? 4) И въ чемъ состоитъ таинство креста и тридневнаго погребенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа?

1. Первозданный Адамъ, будучи въ раю, впалъ, по внушенію змія, въ гордость и возмечтавъ быть богомъ, какъ сказалъ ему діаволъ, вкусилъ отъ древа, отъ котораго Богъ повелѣлъ ему не ясти. За это преданъ онъ великимъ карамъ, — тлѣнію и смерти, для смиренія гордыни его. Но когда Богъ осуждаетъ на что, то даетъ и приговоръ, и приговоръ Его становится дѣломъ, и карою вѣчною, и уже никакой нѣтъ возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божескому опредѣленію. Подумай же теперь: Адамъ согрѣшилъ великимъ грѣхомъ, потому что словамъ Бога не повѣрилъ, а словамъ змія повѣрилъ. Сравни Бога и змія, и увидишь, какъ великъ былъ грѣхъ премудраго Адама. По великой мудрости своей онъ далъ имена всѣмъ животнымъ; но когда отъ всей души повѣрилъ онъ змію, а не Богу, то Божественная благодать, почивавшая въ немъ, отступила отъ него, такъ какъ онъ сталъ врагомъ Богу, по причинѣ невѣрія, какое показалъ къ словамъ Его. Адамъ подумалъ, что Богъ позавидовалъ ему и не хотѣлъ, чтобъ и онъ зналъ доброе и лукавое; и для того заповѣдалъ ему не вкушать отъ древа познанія добра и зла, чтобъ и онъ не сталъ богомъ, подобнымъ Богу, создавшему его. И вкусилъ, и тотчасъ позналъ наготу свою, и вмѣсто того, чтобы содѣлаться богомъ, сталъ тлѣннымъ, и какъ тлѣнный — смертнымъ.

2. И вотъ, какъ видишь, приговоръ Божій пребываетъ навсегда карою вѣчною. И стали мы люди всѣ и тлѣнны и смертны; и нѣтъ ничего, что могло бы отстранить сей великій и страшный приговоръ. Когда же нѣтъ возможности отстранить этотъ приговоръ, то какая послѣ этого польза отъ мудрости или отъ богатства, или отъ власти, или и отъ всего міра? Сего ради Всевышній Сынъ Божій, Господь Іисусъ Христосъ пришелъ, чтобъ смириться вмѣсто Адама, — и дѣйствительно смирилъ Себя даже до смерти крестныя. Слово же крестное, какъ говоритъ Писаніе, таково: проклятъ всякъ висяй на древѣ (Гал. 3, 13). — Адамъ, никакой не имѣя нужды, взялъ отъ плода онаго древа (отъ котораго Богъ заповѣдалъ ему не вкушать, угрожая, что какъ только вкуситъ, умретъ), вкусилъ, и умеръ. Надобно знать, что какъ человѣкъ имѣетъ тѣло и душу, то смертей у него двѣ: одна смерть души, другая — смерть тѣла; равно какъ и два безсмертія — душевное и тѣлесное, хотя то и другое въ одномъ человѣкѣ, ибо душа и тѣло одинъ человѣкъ. Такъ душею Адамъ умеръ тотчасъ, какъ только вкусилъ, а послѣ, спустя девятьсотъ тридцать лѣтъ, умеръ и тѣломъ. Ибо какъ смерть тѣла есть отдѣленіе отъ него души, такъ смерть души есть отдаленіе отъ ней Святаго Духа, Которымъ осѣняему быть человѣку благоволилъ создавшій его Богъ, чтобъ онъ жилъ подобно Ангеламъ Божіимъ, кои, будучи всегда просвѣщаемы Духомъ Святымъ, пребываютъ неподвижными на зло. По этой потомъ причинѣ и весь родъ человѣческій содѣлался такимъ, какимъ сталъ чрезъ паденіе праотецъ Адамъ, — смертнымъ, т.-е. по душѣ и по тѣлу. Человѣка, какимъ создалъ его Богъ, не стало болѣе въ мірѣ; и возможности не было, чтобъ сталъ кто-либо такимъ, какимъ былъ Адамъ до преступленія заповѣди. А необходимо было, чтобы такой человѣкъ былъ.

3. Итакъ Богъ, желая имѣть такого человѣка, какимъ въ началѣ создалъ Адама, послалъ въ послѣднія времена на землю Сына Своего Единороднаго, и Онъ, пришедши, воплотился, воспринявъ совершенное человѣчество, чтобы быть совершеннымъ Богомъ и совершеннымъ человѣкомъ, и Божество имѣло такимъ образомъ человѣка достойнаго Его. И се человѣкъ! другаго такого не было, нѣтъ и не будетъ. Но для чего содѣлался таковымъ Христосъ? Для того, чтобы соблюсти законъ Божій и заповѣди Его, и чтобы вступить въ борьбу и побѣдить діавола. То и другое совершилось въ Немъ само собою. Ибо если Христосъ есть тотъ самый Богъ, Который далъ заповѣди и законъ, то какъ можно было не соблюсти Ему того закона и тѣхъ заповѣдей, которыя Самъ далъ? И если Онъ Богъ, какъ и есть воистину, то какъ возможно было Ему быть обольщену или обмануту какою-либо хитростію діавола? Діаволъ, правда, какъ слѣпой и безсмысленный, возсталъ противъ Него бранію, но это попущено было для того, чтобы совершилось нѣкое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадалъ Христосъ безгрѣшный и чрезъ то получилъ прощеніе Адамъ согрѣшившій. Для этого и вмѣсто древа познанія былъ крестъ, вмѣсто ступанія ногъ, которыми прародители шли къ запрещенному древу, и вмѣсто простертія рукъ ихъ, которыя простирали они, чтобы взять плодъ древа, были пригвождены ко кресту непорочныя ноги и руки Христовы, вмѣсто вкушенія плода было вкушеніе желчи и оцта, и вмѣсто смерти Адама смерть Христова. Потомъ что было? Лежалъ Христосъ во гробѣ три дня, ради таинства Пресвятыя Троицы, чтобы показать, что хотя воплотился и пострадалъ одинъ Онъ — Сынъ, однако домостроительство это есть дѣло Пресвятыя Троицы. Въ чемъ же это домостроительство? Одно лице Св. Троицы, именно, Сынъ и Слово Божіе, воплотившись, принесъ Себя плотію въ жертву Божеству Отца, и Самого Сына, и Духа Святаго, чтобы благоволительно прощено было первое преступленіе Адама ради сего великаго и страшнаго дѣла, т.-е., ради сей Христовой жертвы, и чтобы силою его совершалось другое новое рожденіе и возсозданіе человѣка во святомъ крещеніи, въ коемъ и очищаемся мы водою, срастворенною съ Духомъ Святымъ. Съ того времени люди крещаются въ водѣ, погружаются въ нее и вынимаются изъ нея три раза, во образъ тридневнаго погребенія Господня, и послѣ того, какъ умрутъ въ ней всему этому злому міру, въ третьемъ вынутіи изъ нея являются уже живыми, какъ бы воскресшими изъ мертвыхъ, т.-е., души ихъ оживотворяются и опять пріемлютъ благодать Св. Духа, какъ имѣлъ ее и Адамъ до преступленія. Потомъ (крещеные) помазуются св. мѵромъ, и посредствомъ его помазуются Іисусомъ Христомъ, и благоухаютъ преестественно. Сдѣлавшись такимъ образомъ достойными того, чтобы быть общниками Бога, они вкушаютъ плоть Его и піютъ кровь Его, и посредствомъ освященныхъ хлѣба и вина, содѣлываются сотѣлесными и сокровными воплощшемуся и принесшему себя въ жертву Богу. Послѣ сего уже невозможно, чтобы надъ ними господствовалъ и тиранствовалъ грѣхъ, яко надъ богами по благодати. Такъ какъ Адамъ подпалъ клятвѣ, а чрезъ него и всѣ люди, отъ него происходящіе, приговоръ же объ этомъ Божій никакъ не могъ быть уничтоженъ; то Христосъ бысть по насъ клятва, чрезъ то, что повѣшенъ былъ на древѣ крестномъ, чтобъ принести Себя въ жертву Отцу Своему, какъ сказано, и уничтожить приговоръ Божій преизбыточествующимъ достоинствомъ жертвы. Ибо что больше и выше Бога? Какъ во всемъ этомъ видимомъ твореніи нѣтъ ничего выше человѣка, ибо все видимое и сотворено для человѣка; такъ Богъ несравненно выше всего сотвореннаго, и ничто не можетъ идти съ Нимъ въ сравненіе, ни вся видимая и невидимая тварь. Такимъ образомъ Богъ, Который есть несравненно выше всего видимаго и невидимаго творенія, воспріялъ естество человѣческое, которое есть выше всего видимаго творенія, и принесъ его въ жертву Богу и Отцу Своему. Устыдившись такой жертвы, скажу такъ, и почтивъ ее, Отецъ не могъ оставить ее въ рукахъ смерти; почему уничтожилъ приговоръ Свой и воскресилъ изъ мертвыхъ во первыхъ и въ началѣ Того, Кто далъ Себя въ жертву, въ искупленіе и въ замѣнъ за сородныхъ ему человѣковъ, — а послѣ, въ послѣдній день скончанія сего міра, воскреситъ и всѣхъ людей. Впрочемъ души тѣхъ, которые вѣруютъ въ Іисуса Христа, Сына Божія, въ сію великую и страшную жертву, Богъ воскрешаетъ въ настоящей жизни, и знаменіемъ сего воскресенія служитъ благодать Св. Духа, которую даетъ Онъ душѣ всякаго христіанина, какъ бы другую душу. Такая душа христіанина потому называется и вѣрною, что ей ввѣренъ Святый Духъ Божій, и она пріяла Его, — Духъ Божій, Который есть жизнь вѣчная, такъ какъ Св. Духъ есть Богъ вѣчный, исходяшій изъ вѣчнаго Бога и Отца.

4. Поелику такимъ образомъ крестъ содѣлался какъ бы жертвенникомъ сей страшной жертвы, ибо на крестѣ умеръ Сынъ Божій за паденіе людей, то справедливо крестъ и чтится и покланяемъ бываетъ, и изображается, какъ знаменіе общаго всѣхъ людей спасенія, чтобы покланяющіеся древу креста освобождались отъ клятвы Адамовой и получали благословеніе и благодать Божію на дѣланіе всякой добродѣтели. Для христіанъ крестъ — величаніе, слава и сила: ибо вся наша сила въ силѣ распеньшагося Христа; вся грѣшность наша умерщвляется смертію Христа на крестѣ, и все возвеличеніе наше и вся слава наша въ смиреніи Бога, Который до того смирилъ Себя, что благоволилъ умереть даже между злодѣями и разбойниками. По сей-то причинѣ христіане, вѣрующіе во Христа, знаменуютъ себя знаменіемъ креста не просто, не какъ попало, не съ небреженіемъ, но со всѣмъ вниманіемъ, со страхомъ и съ трепетомъ и съ крайнимъ благоговѣніемъ. Ибо образъ креста показываетъ примиреніе и содружество, въ какое вступилъ человѣкъ съ Богомъ. Посему и демоны боятся образа креста, и не терпятъ видѣть знаменіе креста изображаемымъ даже и на воздухѣ, но бѣгутъ отъ этого тотчасъ, зная, что крестъ есть знаменіе содружества человѣковъ съ Богомъ, и что они, какъ отступники и враги Богу, удаленные отъ божественнаго лица Его, не имѣютъ болѣе свободы приближаться къ тѣмъ, кои примирились съ Богомъ и соединились съ Нимъ, и не могутъ болѣе искушать ихъ. Если и кажется, что они искушаютъ нѣкоторыхъ христіанъ, да вѣдаетъ всякій, что это борютъ они тѣхъ, которые не познали, какъ слѣдуетъ, высокаго таинства креста. Тѣ же, которые уразумѣли сіе таинство и на самомъ дѣлѣ опытно познали власть и силу, какую имѣетъ крестъ на демоновъ, познали также, что крестъ даетъ душѣ крѣпость, силу, смыслъ и божественную мудрость, — эти съ великою радостію восклицаютъ: мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего, имже мнѣ міръ распяся и азъ міру (Гал. 6, 14). Итакъ, поелику знаменіе креста велико и страшно, то всякій христіанинъ имѣетъ долгъ совершать его со страхомъ и съ трепетомъ, съ благоговѣніемъ и вниманіемъ, а не просто и какъ попало, по привычкѣ только и съ небреженіемъ: ибо по мѣрѣ благоговѣнія, какое кто имѣетъ ко кресту, получаетъ онъ соотвѣтственную силу и помощь отъ Бога, — Коему слава и держава, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — Изданіе второе, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-литографія И. Ефимова, 1892. — С. 21-27.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0