Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)

Преподобный Симеонъ Новый Богословъ родился въ 946 году въ городѣ Галатѣ (Пафлагонія) и получилъ въ Константинополѣ основательное свѣтское образованіе. Отецъ готовилъ его къ придворной карьерѣ, и нѣкоторое время юноша занималъ высокое положеніе при императорскомъ дворѣ. Но достигнувъ 25 лѣтъ, онъ почувствовалъ влеченіе къ иноческой жизни, бѣжалъ изъ дома и удалился въ Студійскій монастырь, гдѣ проходилъ послушаніе подъ руководствомъ знаменитаго въ то время старца Симеона Благоговѣйнаго. Основнымъ подвигомъ преподобнаго стала непрестанная Іисусова молитва въ ея краткомъ видѣ: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности онъ постоянно искалъ уединенія, даже на литургіи стоялъ отдѣльно отъ братіи, часто оставался одинъ на ночь въ церкви; чтобы навыкнуть въ памятованіи о смерти, проводилъ ночи на кладбищѣ. Плодомъ его усердія были особыя состоянія восхищенія: въ эти часы Духъ Святой въ видѣ свѣтящагося облака нисходилъ на него и закрывалъ отъ его глазъ все окружающее. Со временемъ онъ достигъ постоянной высокой духовной просвѣтленности, что особенно обнаруживалось, когда онъ служилъ Литургію. Примѣрно въ 980 году преподобный Симеонъ былъ поставленъ игуменомъ монастыря святого Маманта и пробылъ въ этомъ санѣ 25 лѣтъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)
Слова, въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.

Слово второе.
1) О томъ, что естество человѣческое чрезъ воплощеніе Сына и Бога-Слова приходитъ опять въ благобытіе, т.-е., въ то доброе и божественное состояніе, въ какомъ было оно до преступленія Адамова. 2) Также о законѣ естественномъ, писанномъ и духовномъ. 3) Еще о томъ, какимъ способомъ можетъ кто придти въ благобытіе. 4) И какія дѣла дѣлая, можемъ мы войти въ Царствіе небесное.

1. Поелику естество человѣческое потеряло свое благобытіе, чрезъ преступленіе Адамово, то необходимо узнать намъ, что такое былъ Адамъ прежде потери благобытія, и въ чемъ состояло это благобытіе, или то доброе и божественное состояніе, какое имѣлъ человѣкъ прежде преступленія. Св. отцы говорятъ намъ, что Богъ содѣлался человѣкомъ для того, чтобы чрезъ вочеловѣченіе Свое опять возвесть естество человѣческое въ благобытіе. Почему надобно намъ узнать, какимъ это образомъ, чрезъ воплощенное домостроительство Христово, человѣкъ опять приходитъ въ благобытіе.

Богъ въ началѣ, когда создалъ человѣка, создалъ его святымъ, безстрастнымъ и безгрѣшнымъ, по образу и подобію Своему; и человѣкъ точно былъ тогда подобенъ Богу, создавшему его. Ибо святый, безгрѣшный и безстрастный Богъ и творенія творитъ святыя, безстрастныя и безгрѣшныя. Но поелику непремѣняемость и неизмѣняемость есть свойство одного безначальнаго и несозданнаго Божества, то созданный человѣкъ естественно былъ премѣняемъ и измѣняемъ, хотя имѣлъ способъ и возможность, при помощи Божіей, не подвергнуться премѣненію и измѣненію.

Такъ святъ былъ человѣкъ и, какъ святый, не имѣлъ нужды ни въ какомъ законѣ: ибо для праведника законъ не нуженъ. Какая нужда въ законѣ для святаго, безстрастнаго и чистаго? Законъ повелѣваетъ дѣлать добро и не дѣлать зла. Но Писаніе говоритъ, что видѣ Богъ вся, елика сотвори, и се добра зѣло (Быт. 1, 31). Итакъ поелику все было добро зѣло, то какая была нужда человѣку въ наученіи, что хорошо, и что не хорошо? Поелику не было ничего, что не было бы крайне хорошо, то и не имѣлъ нужды въ законѣ божественный оный человѣкъ.

2. Впрочемъ поелику въ его власти было вкушать отъ всякаго древа райскаго, еще же и отъ самаго древа жизни, то ему дана была заповѣдь не вкушать отъ одного только древа, чтобы зналъ, что онъ премѣняемъ и измѣняемъ, и остерегался, и пребылъ навсегда въ томъ добромъ и божественномъ состояніи. Богъ тѣми словами, какія сказалъ ему, давая заповѣдь, что если вкусить, умретъ, давалъ ему разумѣть, что онъ премѣняемъ и измѣняемъ.

Такъ — тогда, въ раю, не нуженъ былъ законъ, ни писанный, ни духовный. Но послѣ того, какъ человѣкъ вкусилъ отъ того запрещеннаго древа и умеръ горькою смертію, т.-е., отпалъ отъ Бога и подвергся растлѣнію, — тогда, чтобы совсѣмъ не отпалъ онъ отъ всякаго добра (такъ какъ зло сильно распространилось въ родѣ человѣческомъ и тиранило его насильственно, по причинѣ бѣдственнаго разслабленія, какому подвергся онъ вслѣдствіе растлѣнія), данъ былъ ему законъ, чтобъ показывалъ, что хорошо, и что худо. Ибо человѣкъ сталъ слѣпъ, вышелъ изъ ума и обезмыслѣлъ; почему и имѣлъ нужду въ наученіи, какъ написано въ Псалмахъ: открый очи мои и уразумѣю чудеса отъ закона Твоего (Псал. 118, 18). Вразуми мя и научуся заповѣдемъ Твоимъ (Псал. 118, 73). Видишь, въ какое жалкое состояніе пришелъ человѣкъ, и какъ потому имѣлъ нужду въ писанномъ законѣ? Ибо послѣ того, какъ палъ онъ, не могъ уже вѣдать даже и этого міра, еслибъ прежде не былъ свыше отъ Бога просвѣщенъ вѣдѣніемъ относительно его.

Послѣ же, когда пришелъ Христосъ и такъ тѣсно соединилъ въ Себѣ божество съ человѣчествомъ, что два сіи, крайне разстоящіяся, т.-е. божество и человѣчество, стали единымъ лицемъ, хотя пребывали несліянными и несмѣшанными, — съ того времени человѣкъ сдѣлался уже какъ бы свѣтомъ, чрезъ соединеніе съ онымъ, первымъ и невечернимъ свѣтомъ Божіимъ, и не имѣетъ болѣе нужды ни въ какомъ писанномъ законѣ, потому что божественная благодать Іисуса Христа, пребывающая съ нимъ и въ немъ, плодоприноситъ ему благобытіе, т.-е. любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосордіе, вѣру, кротость и воздержаніе. Почему Апостолъ Павелъ, перечисливъ такіе плоды Святаго Духа, и говоритъ въ концѣ: на таковыхъ нѣсть закона (Гал. 5, 22-23): ибо для праведника не требуется законъ. Кто же не имѣетъ еще таковыхъ плодовъ Святаго Духа, тотъ и не Христовъ, какъ говоритъ Апостолъ: аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ (Рим. 8, 9). Такому надлежитъ подвизаться и постараться о томъ, чтобы содѣлаться Христовымъ, да не тщетно вѣруетъ во Христа, — въ какомъ случаѣ Христосъ не пользуетъ ему ничтоже. Все стараніе и весь подвигъ его долженъ быть обращенъ на то, чтобы стяжать Духъ Христовъ, и такимъ образомъ приносить плоды Духа Святаго: ибо въ этомъ и состоитъ духовный законъ и благобытіе.

3. Если же человѣческое естество приходитъ опять въ благобытіе, какъ было первоначально, чрезъ воплощеніе Христово, и нѣтъ никакого другаго способа и никакой другой силы, или мудрости, или труда и подвига, чтобъ человѣческое естество опять пришло въ благобытіе и стало какъ было первоначально сотворено, но находится единственно въ рукѣ Бога, давшаго ему бытіе, и то, чтобъ даровать ему благобытіе, и другимъ способомъ этому быть никакъ нельзя; то какая нужда тщетно трудиться, подвизаясь ради сего одними своими подвигами, чтеніями, злостраданіями, томленіемъ себя алчбою, жаждою и бдѣніями? И если такія и толикія злостраданія бываютъ тщетны и безполезны для того, кто не вѣдаетъ великаго онаго таинства (спасенія), то на каждомъ христіанинѣ лежитъ долгъ научиться ему и познать его, чтобъ не потрудиться понапрасну въ тѣхъ злостраданіяхъ и не попустить погибнуть (и при нихъ) душѣ своей, что бѣдственнѣе всякаго другаго бѣдствія. Ибо всѣ такія и толикія злостраданія должны быть подъемлемы не для того, чтобъ придти въ благобытіе, но для того, чтобъ сохранить благобытіе, какое приняли мы прежде чрезъ святое крещеніе, такъ какъ сокровище сіе трудно-хранительно, и намъ надлежитъ добрѣ внимать, да сохранимъ оное, какъ сказали св. отцы. И въ будущей жизни христіанинъ не будетъ испытуемъ, отрекся ли онъ міра, постился ли, совершалъ ли бдѣнія, молился ли, плакалъ ли и другія какія совершалъ ли въ настоящей жизни дѣла добрыя, но будетъ тщательно испытуемъ, имѣетъ ли онъ какое-либо подобіе Христу, какъ сынъ отцу, какъ говоритъ и Павелъ: чадца мои, имиже паки болѣзную, дондеже вообразится въ васъ Христосъ (Гал. 4, 19). Ибо которые во Христа крестятся, во Христа облекаются (Гал. 3, 27).

4. Тѣ, которые хранятъ врата Царствія небеснаго, если не увидятъ въ христіанинѣ подобія Христу, какъ сына отцу, никакъ не отворятъ ему ихъ и не дадутъ войти. Ибо какъ подобные ветхому Адаму, преступившему заповѣдь Божію, пребываютъ внѣ Царствія небеснаго, не смотря на то, что они нисколько невиновны въ томъ, что подобны праотцу Адаму; такъ и христіане, подобные новому Адаму, отцу ихъ Христу, входятъ въ Царствіе небесное, при всемъ томъ, что то, что они подобны Христу, не есть собственное ихъ дѣло; такъ какъ это совершается посредствомъ вѣры, какую воспріемлютъ они во Христа.

Подобіе же Христу составляютъ истина, кротость, правда, и вмѣстѣ съ ними смиреніе и человѣколюбіе. Истина зрится во всѣхъ словахъ, а кротость во всѣхъ противословіяхъ; потому что кроткій, похвалами ли окруженъ или порицаніями, хранитъ себя безстрастнымъ, и ни похвалами не превозносится, ни порицаніями не огорчается. Правда зрится во всѣхъ дѣлахъ: ибо какъ опредѣляемъ мы тяжесть вещей посредствомъ вѣсовъ, и какъ узнаемъ качество золота чрезъ потираніе его о камень, такъ ни въ какомъ начинаніи не выходимъ мы изъ предѣловъ правды, если при этомъ содержимъ въ памяти тѣ мѣры (способы измѣренія, или вѣсы), какія даровалъ намъ Господь нашъ (заповѣди). Смиреніе есть какъ бы неокрадомая сокровищница, устрояемая въ томъ умѣ, который носитъ убѣжденіе, что только силою благодати, пріемлемой отъ Христа, имѣются въ немъ показанныя добрыя качества, т.-е. истина, кротость и правда. Человѣколюбіе есть подобіе Богу, такъ какъ оно благотворитъ всѣмъ людямъ, и благочестивымъ и нечестивымъ, и добрымъ и злымъ, и знаемымъ и незнаемымъ, какъ и самъ Богъ всѣмъ благотворитъ, возсіяваетъ солнце на праведныя и неправедныя, дождитъ на злыя и благія. Итакъ тѣ, которые пріяли сіе отъ Христа, отъ Него имѣютъ подобіе Ему, какъ сынъ отъ отца имѣетъ подобіе отцу, потому что сынъ не бываетъ иначе, какъ изъ естества отца своего. Для того Богъ содѣлался человѣкомъ, и чрезъ такое соединеніе Божества съ человѣческимъ естествомъ царствуетъ Божество надъ естествомъ человѣческимъ, какъ написано: наляцы, и успѣвай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Псал. 44, 5). Такимъ образомъ надъ кѣмъ не восцарствовалъ Христосъ чрезъ тѣ добродѣтели, о которыхъ мы сказали, тотъ неподобенъ Христу, какъ отцу, и недостоинъ внити въ Царствіе небесное. Воистину такъ есть. Почему излишни всѣ прочіе подвиги, если не бываютъ ради ихъ. Постараемся же и мы, братіе, содѣлаться подобными Христу посредствомъ тѣхъ добродѣтелей, да сподобимся Царствія Его. Ему слава и держава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — Изданіе второе, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-литографія И. Ефимова, 1892. — С. 27-32.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0