Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)
3. О томъ, что Духъ Святый пребываетъ въ тѣхъ, которые сохранили чистымъ святое крещеніе, отъ осквернившихъ же его онъ отступаетъ
[1].

Ты знаешь во мнѣ, о Христе, дѣлателя всякаго беззаконія и поистинѣ сосудъ всевозможныхъ пороковъ, что знаю и я, и исполненъ позора и стыда; мною овладѣла гнетущая печаль и сердце мое одержимо несносною тугою. Но таинственно возсіявшій мнѣ свѣтъ лица Твоего прогналъ помыслы, изгладилъ тугу и низвелъ радость въ смиренную душу мою. Итакъ, я и хотѣлъ бы, Христе, печалиться, но печаль не пристаетъ ко мнѣ. Печалюсь же я скорѣе о томъ, чтобы за эту радость не погибнуть и не лишиться мнѣ несчастному будущей радости. Но не лиши меня ея, Владыко, никогда, ни нынѣ, ни въ будущемъ вѣкѣ, Царю мой! Ибо созерцаніе лица Твоего есть радость: не Ты ли, Боже мой, являешься всякимъ и единственнымъ благомъ? Но, доставляя видящимъ Тебя всякое благо, Ты исполняешь имъ по причастію и общенію тѣхъ, на которыхъ взираешь, не тѣхъ, которые говорятъ объ этомъ, увы! какъ только о будущемъ, но тѣхъ, которые и нынѣ, находясь въ тѣлѣ, являются достойными Тебя, т. е. очистившихся чрезъ покаяніе. Ты и Самъ видишь ихъ и имъ даешь ясно видѣть Тебя, отнюдь не въ привидѣніи или воображеніи ума, и не одной только памятью, какъ думаютъ нѣкоторые, но самою истиною божественнаго и страшнаго дѣла, во исполненіе поистинѣ божественнаго домостроительства. Ибо Ты творишь тогда единеніе разстоящаго, будучи Богомъ спасенія для всѣхъ грѣшниковъ.

Ибо принявшіе крещеніе Твое отъ младенчества и недостойно его прожившіе всю жизнь будутъ имѣть бóльшее осужденіе, нежели некрещенные, какъ поругавшіе, по словамъ Твоимъ (Евр. 10, 29), святую одежду Твою. И Ты, Спасителю, хорошо зная это, даровалъ намъ для вторичнаго очищенія покаяніе, запечатлѣвъ его благодатію Духа, которую впервые мы получаемъ въ крещеніи. Такъ какъ Ты не сказалъ, что благодать подается только чрезъ воду, но скорѣе чрезъ Духа и призываніе Троицы. Итакъ, когда мы крещаемся, будучи нечувствующими дѣтьми, какъ несовершенные, мы и благодать принимаемъ несовершеннымъ образомъ, получая только разрѣшеніе отъ перваго преступленія. Ради этого одного, думаю, Ты и повелѣлъ, Владыко, совершать эту божественную купель, чрезъ которую крещаемые входятъ внутрь виноградника, получая искупленіе отъ тьмы, ада и смерти, и совершенно освобождаясь отъ тлѣнія. Виноградникъ же, думается мнѣ, есть рай, изъ котораго ниспали мы, опять воззванные въ него. И какимъ былъ тогда Адамъ до грѣхопаденія, такими дѣлаются и всѣ сознательно крестившіеся, кромѣ тѣхъ, которые по нечувствію не приняли умнаго чувства, производимаго дѣйствіемъ нисходящаго Духа. Подобнымъ же образомъ всѣ мы, какъ Адамъ, получаемъ и заповѣди для дѣланія и храненія ихъ. Эти заповѣди, понимаемыя духовно, составляютъ духовный и божественный законъ, который посредствомъ тѣла чрезъ дѣланіе исполняется тѣлесно. Такъ какъ человѣкъ двоякъ, то онъ нуждается и въ двоякомъ законѣ. Если бы онъ не вознерадѣлъ, то и отъ добра не отпалъ бы. Ибо душа одна не можетъ дѣлать добра; но и тѣло, если оно совершаетъ дѣла безъ божественнаго вѣдѣнія, не лучше рабочаго вола или вьючнаго животнаго. Итакъ, воззванные чрезъ крещеніе Твое въ виноградникъ Твой, т. е. въ рай, и вступивъ въ него, содѣлавшіеся совершенно безгрѣпшыми и святыми, подобно тому, какимъ былъ первозданный Адамъ, затѣмъ вознерадѣвшіе о таковомъ спасеніи и несказанномъ промышленіи Твоемъ, содѣлавшіе дѣла худшія, нежели Адамъ, презрѣвъ человѣколюбіе Твое и не разсуждая о купели крещенія чрезъ Божественнаго Духа — этомъ дѣлѣ страшнаго домостроительства Твоего, какъ могутъ они вмѣстѣ съ грѣхами своими удержать за собою и пребываніе внутри рая, что по мнѣнію многихъ возможно? Какъ будутъ допущены въ него тѣ святые, которые вновь осквернились [2], осквернивъ, Христе мой, хитонъ Твой пороками? Да и возможно ли допустить, чтобы Ты, чистый и святой, хоть сколько-нибудь могъ обитать внутри ихъ грязныхъ сердецъ? Прочь, сказалъ Богъ, да не будетъ онъ [3] чадомъ Моимъ.

Ибо тебѣ извѣстно [4], что и ты крестился, но потомъ осквернился, какъ грѣшилъ ты, будучи отрокомъ, какъ неразумно заблуждался. Ты знаешь, сколько ты плакалъ, сколько сокрушался, какъ ты отрекся затѣмъ отъ всего міра, будучи едва отмоленъ молитвами отца твоего Симеона [5]. Сначала умнымъ только образомъ чрезъ умное чувство Я удостоилъ тебя голоса, а потомъ и луча, и послѣ этого человѣколюбно явился тебѣ, какъ свѣтъ. Затѣмъ, принявъ видъ малаго огневиднаго облака, сѣдящаго вверху на головѣ твоей, Я доставилъ тебѣ одно только созерцаніе образа и слезы отъ изумленія съ великимъ умиленіемъ. Я попалилъ страсть плоти и мракъ головы твоей, такъ что отъ нихъ произошелъ, какъ ты знаешь, запахъ сожженнаго въ огнѣ мяса ея. Ты совершенно забылъ о тѣхъ бѣдствіяхъ послѣ этого и о той тѣснотѣ, какую пришлось тебѣ претерпѣть тогда. Но Я, какъ Богъ всевѣдущій, знаю ту вѣру и то смиреніе, какія ты имѣлъ къ отцу твоему, и то совершенное отреченіе воли твоей, которое вмѣняется у Меня и есть мученичество. Ибо не имѣющій собственной воли совершенно умираетъ и обрѣтается въ Моей волѣ, потому что онъ живетъ во Мнѣ. Итакъ, вслѣдствіе того, что ты былъ почти таковымъ, и онъ [6] ежедневно понуждалъ Меня, благаго по природѣ, своими слезами, Я началъ, какъ ты знаешь, чаще являться тебѣ, мало-по-малу очищая душу твою покаяніемъ и сожигая находящееся въ тебѣ вещество страстей — эти не плотскія или вещественныя, но невещественныя тернія, какъ бы мрачныя тучи, какъ бы густую мглу и тьму. Послѣ того какъ ты просвѣтился, разумѣется, постомъ и трудами бдѣнія, молитвы и всякаго злостраданія и омылся безпрестанными горячими слезами въ молитвѣ, въ пищѣ и еще болѣе въ питіи, Я едва содѣлалъ тебя удобовмѣстимымъ сосудомъ; и не только удобовмѣстимымъ, но и очищеннымъ въ огнѣ, чтобы пребывать тебѣ въ немъ (внимай) неопалимымъ. Сдѣлавъ тебя, такимъ образомъ, таковымъ, какъ ты видѣлъ тогда, летавшій вокругъ тебя и окружавшій тебя Свѣтъ, будучи самъ по природѣ неприступенъ, весь вошелъ въ тебя и чуднымъ образомъ измѣнилъ тебя прекраснымъ измѣненіемъ.

Итакъ, если ты не всѣми твоими дѣлами будешь служить Ему, (т. е.) Мнѣ, но подъ нѣкоторымъ предлогомъ или безъ предлога допустишь въ сердцѣ хотя малый непріязненный помыслъ противъ кого-либо и выскажешь его словомъ или только худо подумаешь о немъ, и если при этомъ горячо, со слезами не раскаешься, удаливъ отъ себя покаяніемъ непріязненный помыслъ, а равно и всякое дурное расположеніе сердца, то этотъ Свѣтъ не будетъ пребывать въ тебѣ, потому что Онъ есть Божественный Духъ, сопребывающій со Мною и Отцомъ, какъ Мнѣ единосущный; но тайно и внезапно улетитъ отъ тебя, какъ зашедшее солнце, и скрывшись какъ бы во мгновеніе ока, перестанетъ быть видимымъ. Какъ въ самомъ дѣлѣ можетъ Онъ пребывать въ душѣ совершенно не очищенной и ее пришедшей въ чувство покаянія? Или какъ могла бы снести природу огня нестершшаго та душа, которая исполнена тернія страстей и грѣха? какъ бы она вмѣстила сущность совершенно невмѣстимую? какъ, будучи тьмою, она соединилась бы со Свѣтомъ неприступнымъ и не исчезла бы отъ Его присутствія? — Нѣтъ, чадо, это никоимъ образомъ и совершенно невозможно, потому что Я удаленъ отъ всѣхъ тварей. Когда же Я — Творецъ всего сдѣлался тварью, то Я только по плоти сталъ подобенъ людямъ, воспринявъ также, подобно имъ, и душу и умъ. Сдѣлавпшсь же Самъ человѣкомъ, Я не сдѣлалъ тогда чрезъ это всѣхъ людей Богами; но только чрезъ вѣру и соблюденіе Моихъ заповѣдей, чрезъ крещеніе и божественное причастіе страшныхъ таинъ Моихъ Я всѣмъ даю жизнь. Говоря жизнь, Я разумѣю Божественнаго Духа Моего. Однако пусть знаютъ и то имѣющіе въ сердцахъ своихъ Духа Моего сіяющаго, что они имѣютъ, по словамъ ап. Павла, Того, Кто взываетъ къ Отцу Моему и ко Мнѣ, говоря чрезъ нихъ: о Авва, Отче мой! (Рим. 8, 14-15). Ибо такъ какъ они сдѣлались чадами Божіими, то, познавая Меня, съ дерзновеніемъ взираютъ на Меня и называютъ Меня Отцомъ. Божественный же Духъ къ каждому изъ нихъ, имѣющихъ Его нынѣ, совершенно истинно говоритъ въ нихъ: о чада, не бойтесь! вотъ Я, какъ видите, внутри васъ нахожусь и сопребываю. Разъ навсегда Я освобождаю васъ отъ тлѣнія и смерти и показываю чадами и друзьями Божіими. Вотъ кѣмъ Я васъ содѣлалъ! радуйтесь о Господѣ!

Итакъ, пусть это будетъ у людей истиннымъ признакомъ тѣхъ, которые содѣлались сынами Божіими и наслѣдниками и имѣютъ воспринятаго ими Божественнаго Духа Моего. Отсюда они и христіанами называются не по имени, но дѣйствительно, дѣломъ и истинною. Это достовѣрное и вожделѣнное дѣло бываетъ съ тѣми, которыхъ Ты, Христе мой, ясно предвѣдалъ и чрезъ Божественнаго Духа далъ имъ быть сообразными Твоему образу. Для таковыхъ, какъ для званныхъ Тобою въ неизреченную радость, это всегда и вездѣ бываетъ возможно во вѣки. Для всѣхъ же прочихъ это кажется невозможнымъ, для тѣхъ, которые, клевеща, совершенно не вѣрятъ этому, и обольщаясь въ собственныхъ мысляхъ, думаютъ успокоиться, безумные, на пустыхъ надеждахъ. Говоря свысока и тонко, выражаясь изысканными словами и толкуя все это въ отношеніи къ тому, что имъ любезно, они совершенно небрегутъ о Твоихъ страшныхъ заповѣдяхъ. He желая искать Тебя, они мнятъ, что имѣютъ Тебя; если же признаются, что не имѣютъ Тебя, то проповѣдуютъ, что Ты совершенно неуловимъ для всѣхъ, и какъ будто никто изъ людей не можетъ видѣть Тебя, и что нѣтъ никого, кто превосходилъ бы ихъ знаніемъ. Поэтому они учатъ, что Ты либо для всѣхъ людей доступенъ и уловимъ, либо совершенно неуловимъ и недоступенъ. Но, какъ омраченные, они и въ томъ и въ другомъ случаѣ ошибаются, не разумѣя вещей Божескихъ и человѣческихъ.

Даруй имъ свѣтъ вѣдѣнія, пошли въ помощь божественный страхъ, дай возстать изъ глубины зломудрія и придти въ сознаніе и чувство того, что они находятся въ ямѣ, сидятъ во тьмѣ, не видя того Божественнаго свѣта, о которомъ они берутся говорить и свидѣтельствовать, не вѣря тому, что и нынѣ есть видящіе Тебя. Если Ты не озаришь ихъ свѣтомъ Твоимъ, и если они сознательно не увидятъ его, то какъ они вполнѣ повѣрятъ тому, что Ты являешься достойнымъ, собесѣдуешь съ ними и сожительствуешь нынѣ и во вѣки, какъ съ друзьями и вѣрными рабами Твоими, по слову Твоему. Но Ты Богъ вѣрныхъ, а не невѣрныхъ. Поэтому Ты совершенно не взираешь на нихъ, ибо какъ Ты, Спасителю, покажешь имъ свѣтъ лица Твоего, когда они, отрицаясь Тебя, утверждаютъ, что вѣчный Свѣтъ Твой не свѣтитъ въ душахъ святыхъ? — Никакъ, если они не пріобрѣтутъ, по слову Твоему, великой вѣры и не станутъ усердно хранить Твоего божественнаго закона, отдавшись ради Тебя даже до смерти на истинное дѣланіе Твоихъ премудрыхъ заповѣдей. Итакъ, это — спасеніе всѣхъ спасающихся, и нѣтъ иного пути спасенія, какъ сказалъ Ты, о Боже мой! Подай милость, подай милость, Спасе, тѣмъ, которые нуждаются въ Тебѣ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ лат. пер. нѣтъ этого гимна. Равно и Патм. рукоп. не сохранила намъ его, такъ какъ конецъ ея утраченъ (начиная съ 35 гимна). Изъ оглавленія гимновъ въ названномъ кодексѣ видно, что настоящій гимнъ долженъ бы находиться въ немъ на 55-мъ мѣстѣ.
[2] и не покаялись, разумѣется. Вѣдь раньше св. отецъ упомянулъ о покаяніи, которое дано намъ для вторичнаго очищенія.
[3] Изъ дальнѣйшихъ словъ видно, что Симеонъ говоритъ здѣсь о себѣ самомъ.
[4] Продолжая и далѣе вести рѣчь какъ бы отъ лица Божія, преп. Симеонъ припоминаетъ здѣсь важнѣйшія событія изъ своей жизни.
[5] Преп. Симеонъ разумѣетъ въ данномъ случаѣ своего духовнаго отца — Симеона Благоговѣйнаго.
[6] T. е. Симеонъ Благоговѣйный.

Печатается по изданiю: Божественные гимны преподобнаго Симеона Новаго Богослова. / пер. съ греч. іеромонаха Пантелеимона съ изображенiемъ св. отца, вступительной статьей, предисловiемъ къ гимнамъ ученика преп. Симеона Никиты Стиѳата. – Сергiевъ Посадъ: Типографiя И. И. Иванова, 1917. – С. 36-41.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0