Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)
4. Кому Богъ является, и кто чрезъ дѣланіе заповѣдей приходитъ въ доброе состояніе
[1].

Какъ, будучи сокрытымъ, Ты видишь и назираешь все? Какъ, нами не видимый, Ты видишь насъ всѣхъ? Но познаешь Ты, Боже мой, не всѣхъ, кого видишь, но, любя, познаешь только тѣхъ, которые Тебя любятъ, и исключительно имъ (однимъ) Самого Себя являешь. Будучи Солнцемъ сокрытымъ для всякой смертной природы, Ты восходишь въ Твоихъ (рабахъ), видимъ бывая ими, и они возстаютъ въ Тебѣ, бывшіе прежде омраченными: блудниками, прелюбодѣями, распутниками (ἄσωτοι), грѣшниками, мытарями. Чрезъ покаяніе они дѣлаются сынами Твоего Божественнаго свѣта. Вѣдь свѣтъ, конечно, раждаетъ свѣтъ: поэтому и они дѣлаются свѣтомъ, чадами Божіими, какъ написано (Пс. 81, 6), и Богами по благодати — тѣ, которые отрекутся суетнаго и обманчиваго міра, безъ ненависти (ἀμίσως) возненавидятъ родителей и братій, считая себя странниками и пришельцами въ жизни; тѣ, которые лишатъ себя богатствъ и имуществъ, совершенно отвергнувъ пристрастіе къ нимъ; тѣ, которые ради славы небесной отъ души возгнушаются пустой славы и похвалъ людскихъ; тѣ, которые отсѣкли свою волю и содѣлались для пастырей какъ бы незлобивыми овцами; тѣ, которые стали мертвы тѣломъ ко всякому худому дѣянію, до пота трудясь надъ (воздѣлываніемъ) добродѣтелей (ἱδρώσαντες εἰς ἀρετῶν τοῦς πόνους) и руководясь въ жизни одною только волею кормчаго, чрезъ послушаніе омертвѣвая и опять же оживая; тѣ, которые, благодаря страху Божію и памяти смертной, по всѣ дни и ночи проливаютъ слезы и умно припадаютъ къ стопамъ Владыки, испрашивая милости и оставленія грѣховъ. Эти чрезъ всякое дѣланіе добра (τῶν ϰαλῶν) приходятъ въ доброе состояніе (οὖτοι ἐν ἕξει γίνονται τοῦ ϰαλοῦ) и, какъ повседневно плачущіе и усердно (ἐπιπόνως) толкущіе, привлекаютъ (къ себѣ) милость. Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханіями и потоками слезъ они очищаютъ душу и, видя ея очищеніе, воспринимаютъ огонь любви и огонь желанія — увидѣть ее совершенно очищенной. Но такъ какъ имъ невозможно найти конца свѣта, то очищеніе у нихъ бываетъ безконечнымъ.

Ибо сколько бы ни очистился и ни просвѣтился я жалкій, сколько бы ни увидѣлъ очищающаго меня Духа (Святаго), мнѣ всегда будетъ казаться (только) начало очищенія и видѣнія, потому что въ безпредѣльной глубинѣ и въ безмѣрной высотѣ кто можетъ найти средину или конецъ? Я знаю, что [свѣта] много, но сколько — не знаю. Сильно желая все большаго, я постоянно воздыхаю о томъ, что мнѣ дано немногое (хотя оно и кажется мнѣ многимъ) въ сравненіи съ тѣмъ, что, какъ я догадываюсь, далеко отстоитъ отъ меня, чего, видя, я вожделѣваю и думаю, что ничего не имѣю, такъ какъ, совершенно не ощущая даннаго мнѣ богатства, хотя и вижу Солнце, однако не считаю его таковымъ. Какимъ же это образомъ? — слушай и вѣруй. To, что я вижу, есть Солнце, Которое невыразимо пріятно для чувства; Оно влечетъ душу къ неизреченной и божественной любви. Душа же, видя Его, воспламеняется и горитъ любовію, желая всецѣло имѣть внутри себя то, что является ей, но не можетъ, и поэтому печалится и (уже) не считаетъ за благо видѣть или ощущать Его. Когда же Видимый мною и никѣмъ невмѣстимый, какъ поистинѣ неприступный, изволитъ помиловать сокрушенную и смиренную душу мою, тогда какимъ Онъ видится мнѣ, сіяя предъ лицомъ, таковымъ весь во мнѣ зрится блистающимъ, весь исполняя меня смиреннаго всякой радости, всякаго желанія и божественной сладости. Это — внезапное превращеніе и чудная перемѣна, [и вообще] невыразимо (словами) то, что во мнѣ совершается. Вѣдь если бы кто увидѣлъ, что это видимое всѣми солнце сошло внутрь его сердца и все вселилось въ него, и также свѣтило бы; то не помертвѣлъ ли бы онъ отъ чуда и не сдѣлался ли бы безгласнымъ, и не изумились ли бы всѣ это видѣвшіе? Если же кто увидитъ Творца солнца, наподобіе свѣтила свѣтящимъ внутри себя, дѣйствующимъ и говорящимъ, то какъ не изумится и не содрогнется онъ отъ такого видѣнія? какъ не возлюбитъ (своего) Жизнеподателя? Люди любятъ подобныхъ себѣ людей, когда они кажутся имъ нѣсколько лучшими другихъ; Творца же всѣхъ, единаго безсмертнаго и всемогущаго, кто, увидѣвъ Его, не возлюбитъ? Если многіе, повѣривъ отъ слуха, возлюбили Его, а святые (даже) и умерли за Него, и (тѣмъ не менѣе) они живы; то пріобщившіеся видѣнія Его и свѣта, Имъ познанные и Его познавшіе, какъ они не возлюбятъ Его? скажи, какъ ради Него не будутъ непрестанно плакать? какъ не станутъ презирать міра и того, что въ мірѣ? какъ не отрекутся всякой чести и славы тѣ, которые, ставъ выше всякой славы и чести земной и возлюбивъ Владыку, нашли Того, Кто пребываетъ внѣ земли и всего видимаго, лучше же Того, Кто сотворилъ все видимое, равно какъ и невидимое, и получили безсмертную славу, имѣя въ Немъ безъ недостатка всякое благо? Также и всякое отпущеніе [грѣховъ] и всякое желаніе вѣчныхъ благъ и вещей божественныхъ, какъ богатство нѣкое, они почерпнули изъ того же вѣчно живого источника, обильно насытиться котораго дай и намъ, Владыко, и всѣмъ ищущимъ и горячо любящимъ Тебя, дабы и мы также со святыми Твоими наслаждались вѣчными благами во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ Патмосской рукописи это — 8 слово, а въ латинскомъ переводѣ — 8 глава.

Печатается по изданiю: Божественные гимны преподобнаго Симеона Новаго Богослова. / пер. съ греч. іеромонаха Пантелеимона съ изображенiемъ св. отца, вступительной статьей, предисловiемъ къ гимнамъ ученика преп. Симеона Никиты Стиѳата. – Сергiевъ Посадъ: Типографiя И. И. Иванова, 1917. – С. 41-43.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0