Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)

Преподобный Симеонъ Новый Богословъ родился въ 946 году въ городѣ Галатѣ (Пафлагонія) и получилъ въ Константинополѣ основательное свѣтское образованіе. Отецъ готовилъ его къ придворной карьерѣ, и нѣкоторое время юноша занималъ высокое положеніе при императорскомъ дворѣ. Но достигнувъ 25 лѣтъ, онъ почувствовалъ влеченіе къ иноческой жизни, бѣжалъ изъ дома и удалился въ Студійскій монастырь, гдѣ проходилъ послушаніе подъ руководствомъ знаменитаго въ то время старца Симеона Благоговѣйнаго. Основнымъ подвигомъ преподобнаго стала непрестанная Іисусова молитва въ ея краткомъ видѣ: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности онъ постоянно искалъ уединенія, даже на литургіи стоялъ отдѣльно отъ братіи, часто оставался одинъ на ночь въ церкви; чтобы навыкнуть въ памятованіи о смерти, проводилъ ночи на кладбищѣ. Плодомъ его усердія были особыя состоянія восхищенія: въ эти часы Духъ Святой въ видѣ свѣтящагося облака нисходилъ на него и закрывалъ отъ его глазъ все окружающее. Со временемъ онъ достигъ постоянной высокой духовной просвѣтленности, что особенно обнаруживалось, когда онъ служилъ Литургію. Примѣрно въ 980 году преподобный Симеонъ былъ поставленъ игуменомъ монастыря святого Маманта и пробылъ въ этомъ санѣ 25 лѣтъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)
Божественные гимны.

VI.
Увѣщаніе къ покаянію, и какимъ образомъ воля плоти, сочетавшись съ волею духа, содѣлываетъ человѣка богоподобнымъ
[1].

Плачу и сокрушаюсь я, когда меня озаряетъ Свѣтъ, и я вижу нищету свою и познаю, гдѣ нахожусь, и въ какомъ бренномъ мірѣ я — смертный обитаю. Веселюсь же и радуюсь, когда помышляю о данномъ мнѣ отъ Бога назначеніи и славѣ, усматривая себя всего украшеннымъ невещественнымъ одѣяніемъ, какъ бы Ангела Господня. Итакъ, радость эта возжигаетъ во мнѣ любовь къ Тому, Кто подаетъ ее и измѣняетъ меня — къ Богу. Любовь же источаетъ слезные потоки и еще болѣе просвѣщаетъ меня. Послушайте вы, согрѣшившіе, какъ и я, противъ Бога, потщитесь и ревностно подвизайтесь въ дѣлахъ [благихъ], чтобы получить вамъ и удержать вещество невещественнаго огня (говоря — вещество, я показалъ Божественную сущность) и возжечь умный свѣтильникъ души, дабы содѣлаться солнцами, свѣтящими въ мірѣ и отнюдь невидимыми для живущихъ въ мірѣ, дабы стать какъ бы Богами, содержащими внутри себя всю славу Божію, въ двухъ сущностяхъ, т. е. въ двухъ природахъ, двухъ энергіяхъ и двухъ воляхъ, какъ взываетъ Павелъ (Рим. 7, 14 слѣд.). Ибо одна воля — скоропреходящей плоти, другая — Духа, и иная — души моей. Однакоже я не троякъ, но двоякъ, какъ человѣкъ: душа моя неизъяснимо связана съ плотью. И все же каждая (изъ частей) требуетъ свойственнаго себѣ, какъ-то [тѣло] — ѣсть, пить, спать, что я называю земными желаніями плоти [2]. Когда же тѣло отдѣлится отъ души, то ничего этого не ищетъ, но бываетъ мертвымъ и безчувственнымъ, наподобіе глины. Всякое же желаніе (воля) души человѣческой, мнѣ думается, едино. Поэтому кто сочеталъ свою волю съ Божественнымъ Духомъ, тотъ содѣлался богоподобнымъ; вопринявъ въ сердцѣ Христа, онъ [поистинѣ] сталъ христіаниномъ отъ Христа, имѣя въ себѣ вообразившимся единаго Христа, совершенно неуловимаго и поистинѣ неприступнаго для всѣхъ тварей. Но, о природа непорочная! сущность сокрытая, человѣколюбіе для многихъ невѣдомое, милосердіе для неразумно живущихъ невидимое, существо неизмѣнное, нераздѣльное, трисвятое, свѣтъ простой и безвидный, совершенно несложный, безтѣлесный, нераздѣльный и никакою природою неуловимый, какимъ образомъ Ты, о Царю, былъ видимъ, какъ и я, познаваемъ сѣдящими во тьмѣ, носимъ на рукахъ Твоей Святой Матери, связываемъ, какъ убійца, тѣлесно страдалъ, какъ злодѣй, желая, конечно, меня спасти и въ рай славы опять возвести? Таково Твое домостроительство, Слове, таково пришествіе, таково благоутробіе Твое и человѣколюбіе, бывшее ради насъ всѣхъ человѣковъ: вѣрныхъ и невѣрныхъ, язычниковъ, грѣшниковъ и святыхъ. Ибо явленіе Твое содѣлалось общимъ для всѣхъ спасеніемъ и искупленіемъ.

Происходящее же сокровенно во мнѣ блудномъ и частнымъ образомъ совершающееся въ извѣстной неизвѣстности, т. е. вѣдомо для меня, невѣдомо же для другихъ, какой языкъ изречетъ? какой умъ изъяснитъ? какое слово выразитъ, чтобы и рука моя могла начертать то? Ибо по-истинѣ, Владыко, страшно и ужасно, и превосходитъ слово то, что мнѣ видится Свѣтъ, Котораго міръ не имѣетъ, и меня любитъ Тотъ, Кто не пребываетъ въ этомъ мірѣ, и я люблю Того, Котораго отнюдь нѣтъ среди видимаго. Сидя на ложѣ, я нахожусь внѣ міра, и пребывая въ своей келліи, вижу Того, Кто вѣчно пребываетъ внѣ міра и Кто содѣлался [человѣкомъ въ мірѣ] (τὸν ἔξωθεν τοῦ κόσμου ὄντα τε καὶ γενόμενον βλέπω), съ Которымъ я и бесѣдую, дерзко же будетъ сказать — Котораго и люблю (φιλῶ[3], и Онъ меня любитъ (φιλεῖ). Одно созерцаніе Его служитъ для меня пищею и прекраснымъ питаніемъ; соединяясь же съ Нимъ, я восхожу превыше небесъ, и знаю, что это истинно и достовѣрно бываетъ. Гдѣ же тогда находится это тѣло, — не знаю. Знаю, что пребывающій недвижимымъ нисходитъ (ко мнѣ). Знаю, что [по природѣ] невидимый видится мнѣ. Знаю, что далеко отстоящій отъ всей твари воспринимаетъ меня внутрь Себя и скрываетъ въ объятіяхъ, и я нахожусь тогда внѣ всего міра. Съ другой стороны, и я смертный и ничтожный среди міра внутри себя созерцаю всего Творца міра, и знаю, что не умру, пребывая внутри (самой) Жизни и имѣя всецѣлую, внутри меня возрастающую Жизнь. Она и въ сердцѣ моемъ находится и на небѣ пребываетъ; здѣсь и тамъ Она видится мнѣ въ равной мѣрѣ блистающею. Но могу ли я хорошо уразумѣть, какимъ образомъ это бываетъ? и въ состояніи ли я высказать тебѣ [хотя] то, что разумѣю и вижу? Ибо по-истинѣ совершенно невыразимо то, чего око не видѣло, ухо не слышало, и что на сердце плотское никогда не всходило (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Благодарю Тебя, Владыко, что Ты помиловалъ меня и далъ мнѣ видѣть это и такимъ образомъ записать, и потомкамъ моимъ повѣдать о Твоемъ человѣколюбіи, дабы и нынѣ (этимъ) тайнамъ научались (μυηθῶσι) народы, племена и языки, что всѣхъ горячо кающихся Ты милуешь, какъ (помиловалъ) Апостоловъ Твоихъ и всѣхъ святыхъ, благодѣтельствуешь имъ, почитаешь ихъ и прославляешь, Боже мой, какъ взыскующихъ Тебя съ великою любовію и страхомъ, и къ Тебѣ единому взирающихъ — Творцу міра, Которому подобаетъ слава и честь, держава и величіе, какъ Царю и Богу и Владыкѣ всего (міра), нынѣ и всегда непрестанно во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ П. к. и въ латинск. переводѣ этотъ гимнъ стоитъ подъ номеромъ 13.
[2] Въ греческ. изд. это мѣсто читается такъ: ἃ καὶ σαρκὸς θελήματα χοϊκὰ εἶναι λέγω. Въ П. же к. конецъ читается иначе: …χοϊκῆς οἶδα καὶ λέγω, т. е. каковыя (потребности) я знаю и называю желаніями земной плоти. Латинск. переводъ сдѣланъ согласно этому послѣднему чтенію.
[3] Понятіе — любить въ греческ. языкѣ выражается глаголами: ἀγαπάω, ἐράω, φιλέω и др. И каждый изъ нихъ имѣетъ свой оттѣнокъ: ἀγάπη указываетъ на любовь главнымъ образомъ, какъ на добродѣтель, ἔρος — на любовь, какъ на страстное влеченіе, страсть; φιλέω же означаетъ любить въ смыслѣ — вести дружбу, имѣть взаимное уваженіе. Первый глаголъ подчеркиваетъ въ любви нравственный элементъ, второй — половой и третій — соціальный. Послѣ этихъ разъясненій смыслъ словъ св. отца вполнѣ понятенъ.

Источникъ: Божественные гимны преподобнаго Симеона Новаго Богослова. / пер. съ греч. іеромонаха Пантелеимона съ изображеніемъ св. отца, вступительной статьей, предисловіемъ къ гимнамъ ученика преп. Симеона Никиты Стиѳата. — Сергіевъ Посадъ: Типографія И. И. Иванова, 1917. — С. 44-47.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0