Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)

Преподобный Симеонъ Новый Богословъ родился въ 946 году въ городѣ Галатѣ (Пафлагонія) и получилъ въ Константинополѣ основательное свѣтское образованіе. Отецъ готовилъ его къ придворной карьерѣ, и нѣкоторое время юноша занималъ высокое положеніе при императорскомъ дворѣ. Но достигнувъ 25 лѣтъ, онъ почувствовалъ влеченіе къ иноческой жизни, бѣжалъ изъ дома и удалился въ Студійскій монастырь, гдѣ проходилъ послушаніе подъ руководствомъ знаменитаго въ то время старца Симеона Благоговѣйнаго. Основнымъ подвигомъ преподобнаго стала непрестанная Іисусова молитва въ ея краткомъ видѣ: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности онъ постоянно искалъ уединенія, даже на литургіи стоялъ отдѣльно отъ братіи, часто оставался одинъ на ночь въ церкви; чтобы навыкнуть въ памятованіи о смерти, проводилъ ночи на кладбищѣ. Плодомъ его усердія были особыя состоянія восхищенія: въ эти часы Духъ Святой въ видѣ свѣтящагося облака нисходилъ на него и закрывалъ отъ его глазъ все окружающее. Со временемъ онъ достигъ постоянной высокой духовной просвѣтленности, что особенно обнаруживалось, когда онъ служилъ Литургію. Примѣрно въ 980 году преподобный Симеонъ былъ поставленъ игуменомъ монастыря святого Маманта и пробылъ въ этомъ санѣ 25 лѣтъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.)
Двѣнадцать словъ.

Слово первое.
О началѣ житія весьма полезномъ и спасительномъ, которое особенно прилично только что отрекшимся отъ міра и всего, что въ мірѣ, и вступившимъ въ монашество и вообще новоначальнымъ весьма полезное наставленіе.

Братія! Всякій человѣкъ, только что отрекшійся міра и всего, что въ мірѣ, и приступившій къ житію и поприщу монашескому, если онъ отрекся Бога ради и желаетъ научиться сему художеству художествъ, и хочетъ, чтобы его исхожденіе изъ міра было не тщетное, долженъ съ самаго начала со всякимъ усердіемъ и теплѣйшимъ произволеніемъ тщательно совершать дѣла добродѣтели. И чтобы вновь изъ міра пришедшимъ сюда, какъ въ училище, передать письменно нѣкоторое предначертаніе азбуки сей науки наукъ, т. е. нашего подвижничества, мы, начиная съ первыхъ правилъ, предлагаемъ оное, какъ бы въ изображеніи, имъ, а также и тѣмъ, которые послѣ нихъ будутъ, какъ и сами отъ отцевъ нашихъ приняли.

Итакъ, должно знать, что тотъ, кто по внѣшнему образу уже совлекся ветхаго человѣка съ его мудрованіемъ [1], и чрезъ принятіе монашескаго образа, облекся въ небеснаго, долженъ вставать въ полночь прежде утрени и молиться установленною молитвою [2]; а потомъ со всѣми вставать на славословіе и слушать все оное разумно и бодрственно, внимая тщательно началу Богослуженія, т. е. шестопсалмію, стихословію (каѳизмъ) и чтеніямъ поученій безъ лѣности, не разслабляясь тѣломъ, не переступая съ ноги на ногу и не прислоняясь къ стѣнѣ или столбу. Но руки онъ долженъ держать прилично сложенными, ногами стоять ровно и неподвижно, голову не обращать на ту или другую сторону, а нѣсколько наклонить, умомъ не разсѣяваться, и мыслями не любопытствовать или отвлекаться лѣнивыми, которые бесѣдуютъ другъ со другомъ и шепчутъ, а всячески удерживать отъ разсѣянности очи и душу, внимая, сколько возможно, одному псалмопѣнію и чтенію и силѣ словъ Божественнаго Писанія, которыя поются и читаются, такъ чтобы ни одного въ немъ слова не пропустить праздно; но чтобы и отъ всего этого душа его, будучи утучняема, пришла во умиленіе и смиреніе и просвѣщеніе Божественнаго Святаго Духа. Прошу васъ всѣхъ, какъ бы одного, отцы мои и братія мои и чада, и предлагаю сіе, какъ законъ спасительный, чтобы каждый изъ васъ постарался положить такое начало въ дѣлѣ добродѣтели, или лучше сказать, въ дѣлѣ Божіемъ, за которое, по мѣрѣ трудовъ нашихъ, мы щедро [3] получимъ отъ Бога воздаяніе: чтобы, если возможно, никто изъ васъ не провелъ безъ слезъ ни одного послѣдованія (службы) и чтенія. Ибо если ты, братъ, пріучишь себя такъ поступать въ семъ дѣлѣ, то предуспѣешь вскорѣ и достигнешь въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13). Ибо понуждая себя не проводить безъ слезъ установленнаго послѣдованія церковной службы, ты пріидешь въ навыкъ сей добродѣтели: и тогда самымъ стихословіемъ псалмовъ и тропарями, которые ты поешь, (и читаешь или слушаешь), душа твоя будетъ питаться, воспринимая въ себя Божественное ихъ разумѣніе; и тѣмъ, что произносится, умъ твой будетъ возводиться къ мысленно духовному, и такимъ образомъ сладко слезя, ты будешь пребывать въ церкви, какъ на самомъ небѣ съ горними силами. Положи и сіе себѣ закономъ, чтобы прежде послѣдней молитвы никогда не выходить изъ собранія церковнаго безъ крайней надобности или тѣлесной нужды; но терпи, какъ мы сказали, и не сходи съ своего мѣста. Ибо сказано въ Писаніи: претерпѣвый до конца, той спасется (Матѳ. 24, 13). И кромѣ сего, ты получишь и помощь отъ Бога Вседержителя, сначала не ощутительно, потомъ съ ощущеніемъ; а по времени и съ просвѣщеніемъ.

По окончаніи же утренняго славословія, тотчасъ выходя, не начинай разговоровъ съ тѣмъ и съ другимъ, или разсѣяваться умомъ, или празднословить, но у тебя должно быть какое-нибудь тѣлесное занятіе; (и когда придешь изъ церкви) и, помолишься наединѣ въ кельѣ назначенною тебѣ молитвою со слезами и большимъ вниманіемъ, тотчасъ принимайся за оное: служеніе ли то будетъ какое-либо (по послушанію), то за сіе служеніе, рукодѣліе ли — за рукодѣліе; чтеніе ли — за чтеніе. А празднымъ сидѣть въ келліи своей всячески избѣгай, чтобы праздность не научила тебя всякому злу (Сир. 33, 28), о которомъ лучше и не говорить. Не обходи также монастырь, разспрашивая съ любопытствомъ работающихъ или находящихся на послушаніяхъ. Храни молчаніе и отъ всѣхъ удаляйся: въ этомъ состоитъ истинное странничество. Внимай себѣ одному и рукодѣлію своему, какое у тебя есть. И не входи ни въ чью келлію, кромѣ келліи твоего отца по Богу, развѣ только будешь посланъ отъ настоятеля или распорядителя по твоему послушанію. И когда пойдешь, старайся ни сказать, ни услышать слова сверхъ того, для чего ты посланъ; но исполнивъ порученіе, не медля возвратись. Если не проходя, увидишь какого-нибудь брата, одного, или съ другими сидящаго и разговаривающаго безвременно, то сдѣлавъ имъ поклонъ, пройди молча; не подходя къ нимъ и не садись съ ними, вспоминая слово Псалмопѣвца: Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ, и на пути грѣшныхъ не ста, и на сѣдалищи губителей не сѣдѣ (Псал. 1, 1). Таковые, по истинѣ, суть губители, какъ свидѣтельствуетъ святый Павелъ, тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33); ибо что губитъ, то и тлитъ (растлѣваетъ). Итакъ, возлюбленный, не садись вмѣстѣ съ празднословящими; не говори: вотъ и я послушаю, о чемъ вы говорите; но, какъ сказано, сотворивъ поклонъ, пройди мимо. Сохрани молчаніе и странничество, (т. е. удаленіе отъ всѣхъ). Молчаніе же храни съ такою мыслію: «что я и могу сказать хорошаго, будучи нечистъ весь и несмысленъ, притомъ же и пришлецъ, и даже недостойный того, чтобы говорить, или слышать что-либо, или считаться въ числѣ людей»? А странничество и удаленіе отъ всѣхъ сохраняй, помышляя и говоря въ себѣ такъ: «Кто я отверженный, ничтожный, безродный и нищій, чтобы осмѣлиться мнѣ войти въ келлію къ кому-нибудь? — Увидѣвъ меня, не отвратится ли онъ, какъ отъ сущей мерзости? — Не скажетъ ли онъ: Что сей скверный пришелъ ко мнѣ осквернить келлію мою»? При этомъ полагай предъ глазами грѣхи свои, и говори сіе отъ души, а не краемъ устъ только. А если сначала ты не можешь товорить это отъ души, то со временемъ мало-по-малу достигнешь сего, при содѣйствіи тебѣ благодати. Только послушай меня, смиреннаго, братъ, положи лишь къ сему начало и начни лишь такъ поступать, говорить и дѣлать, и не оставитъ тебя Богъ: ибо Онъ весьма тебя любитъ и хочетъ, чтобы ты пришелъ въ познаніе истины и получилъ спасеніе.

Такимъ образомъ проведши время до литургіи, войди, братъ, опять со тщаніемъ въ церковное собраніе и стой тамъ; со многимъ усердіемъ, какъ мы представили тебѣ, говоря объ утреннемъ славословіи, никакъ не забывая о плачѣ. Стой съ трепетомъ, какъ бы видя закалаемаго за тебя Сына Божія, и если ты достоинъ и имѣешь на сіе разрѣшеніе, то приступи со страхомъ и радостію и причастися неизреченныхъ благъ.

Выйдя изъ (церкви) по послѣдней молитвѣ, иди со всѣми въ трапезу, не отдѣляясь отъ своихъ братій. И если тебѣ назначено тамъ послужить, то предстань какъ предъ Христомъ, а не предъ человѣками, служа всѣмъ отъ чистаго расположенія и съ любовію, какъ святымъ, или лучше, какъ бы ты долженъ былъ послужить, какъ мы сказали, Самому Христу; къ каждому изъ нихъ, какъ бы прилѣпляясь душею, и съ усердіемъ и любовію всего себя предавая имъ твердо надѣясь отъ служенія сего получить плодъ — освященіе. Если же со всѣми и ты сядешь за трапезу, смотри, что заповѣдываю тебѣ о Господѣ, какъ возлюбленному моему отцу и брату: не простирай дерзновенно руки твоей къ снѣдямъ, предлежащимъ на трапезѣ, прежде чѣмъ начнутъ ѣсть старшіе изъ твоихъ братій, и прежде нежели дано будетъ сначала благословеніе отъ іерея. И начавъ ѣсть съ отцами и братіями твоими, внимай себѣ одному, сидя со всякою скромностію и молчаніемъ, отнюдь ни съ кѣмъ не говоря, но внимая чтенію, питаясь какъ тѣломъ, такъ и отъ Богодухновенныхъ словъ Святаго Духа душею. Ибо такъ, какъ ты двойственъ, т. е. состоишь изъ души и тѣла, то сообразно съ симъ, прилично тебѣ имѣть двоякую пищу и трапезу: тѣло, чувственное и земное, питать снѣдями чувственными и взятыми отъ земли, душу же разумную и Божественную, питать разумною пищею Божественныхъ словъ. Не любопытствуй, какая изъ предложенныхъ тебѣ на трапезѣ частей случится больше или какая меньше, но какую дадутъ тебѣ, возьми и ѣшь со всякимъ благодареніемъ; но и это съ воздержаніемъ, избѣгая во всемъ насыщенія. И при этомъ считай себя недостойнымъ общей трапезы братій, помышляя и говоря въ себѣ такъ: «Кто я, ничтожный и недостойный, что сижу и ѣмъ съ сими святыми?» — И говоря это въ себѣ, отъ души считай одного себя грѣшнымъ. И какъ какой-нибудь нищій, и одинъ изъ одѣтыхъ въ рубища, если случится ему быть посреди князей и богатыхъ, одѣтыхъ въ блестящія и драгоцѣнныя одежды, стыдится, прячется и даже не смѣетъ приблизиться и подойти къ кому-нибудь изъ нихъ: такъ и ты держи себя со всѣми братіями, всегда избирая послѣднее мѣсто и стыдясь, чтобы не увидѣли тебя сидящимъ выше кого-нибудь изъ нихъ, считая ихъ всѣхъ богатыми въ добродѣтеляхъ, а себя нищимъ и нагимъ и даже вовсе недостойнымъ того, чтобы и быть вмѣстѣ съ ними и видѣть ихъ. Также, прежде чѣмъ прикоснешься пищи, опять, вспоминая грѣхи свои, помышляй и говори въ себѣ такъ: «Не въ судъ ли и въ осужденіе будетъ мнѣ, если прикоснуся къ чему-нибудь изъ предложеннаго мнѣ? Ибо я съ дѣтства преслушалъ Бога, сотворившаго сіе и подавшаго намъ оное въ пищу, и святыхъ Его заповѣдей не сохранилъ: такъ какже я, недостойный и осужденный, вкушу отъ Его благъ, вмѣстѣ съ сими святыми Отцами? Съ какимъ лицемъ я, отверженный отъ лица Владыки моего, рабъ лукавый; неразумный и неблагодарный, еще не покаявшись и не получивши совершеннаго прощенія отъ человѣколюбца Бога, стану ѣсть и пить и утѣшаться со святыми, подобно не согрѣшившимъ, или, хотя и согрѣшившимъ, но покаявшимся и чрезъ то получившимъ прощеніе? отнюдь нѣтъ! Но буду ѣсть и пить лишь для того, чтобы быть живу; истощу, опечалю самого себя; и осужу, чтобы Богъ, призрѣвъ свыше и видя мою вольную тѣсноту и скорбь, помиловалъ меня, и простилъ мнѣ множество моихъ золъ». Сіе помышляй и всегда содержи въ твоей памяти. Кромѣ того, назначь себѣ ѣсть такую часть хлѣба, чтобы не только не насыщаться, но вкушать гораздо менѣе потребности, сколько можешь понести; также и пить одну или двѣ чаши, и то въ одно опредѣленное время дня. Когда же ты употребляешь пищу, не слушай помысла, внушающаго тебѣ выбирать что-нибудь лучшее изъ предлежащаго и вкусить то; но воздержись отъ вкушенія того; что тебѣ кажется хорошимъ, а вкушай лишь только то, что лежитъ предъ тобою. Но если и изъ сего что-нибудь тебѣ понравится, будетъ ли то овощь, или что другое изъ пищи, и тебѣ скажетъ помыслъ: это хорошо, возьми и ѣшь, то постарайся не побѣдиться симъ и даже не прикоснуться къ сему. Ибо и Адамъ ни за что другое былъ выгнанъ изъ рая, какъ только за то, что плодъ онаго древа показался ему прекраснымъ по виду и хорошимъ для снѣди, и онъ отъ него вкусилъ: за что и былъ изверженъ и выгнанъ и осужденъ на смерть и тлѣніе. Посему, желающіе взойти въ оный рай, лучше сказать — въ Царствіе Небесное, должны хранить воздержаніе, ни въ чемъ не нарушая его, ни даже и въ семъ (кажущемся маловажномъ), чтобы мало-по-малу не увлечься и въ большія вредныя пожеланія. Если сидящіе съ тобой братія будутъ понуждать тебя съѣсть или выпить что-нибудь лишнее, то не возражай ничего на это, а только, сложивъ руки, привставъ немного и наклоня голову, скажи тихимъ голосомъ: прости. И во всѣхъ случаяхъ всегда отвѣчай такъ. Оставшагося у тебя не предлагай другимъ, и самъ также не принимай чего-либо отъ другихъ. Если ты не пьешь вина, то совсѣмъ не бери его, и изъ братіи никому не предлагай, развѣ только случится какой странникъ, и пришелъ къ тебѣ по какому-нибудь дѣлу.

Не позволяй себѣ никогда съ кѣмъ-либо вкусить что-нибудь прежде обѣда, или полудневать, или ужинать особо: ибо отъ этого происходитъ все злое, и все это засады и сѣти діавольскія, и съ виду кажется добрымъ, внутри же скрываетъ ядъ смертный. Кто намъ повѣритъ, избѣгнетъ этихъ сѣтей, и кто сохранитъ слова наши, тотъ содѣйствіемъ благодати Божіей останется не уязвленнымъ и не поврежденнымъ отъ сего. А другіе хотятъ въ монашескомъ образѣ проводить, сами того не понимая, мірское житіе, которые и впадаютъ въ пропасти и стремнины и не ощущаютъ сего. Ты же, возлюбленнѣйшій братъ, всѣми силами старайся сохранить сіе, даже если бы нужно было тебѣ и умереть; ибо иначе не возможешь избѣжать бѣса чревонеистовства. Знай же: если будешь хранить сіе, діаволъ, не терпя тебя видѣть таковымъ, возставитъ противъ тебя всѣхъ лѣнивыхъ, и они станутъ досаждать тебѣ, и смѣяться, и завидовать, и безчестить, и нанесутъ тебѣ безчисленныя скорби, чтобы удалить тебя отъ добраго намѣренія и спасительныхъ подвиговъ. Если же ты претерпишь все это, возлюбленный, то получишь отъ Бога и Спаса нашего великую помощь, и утѣшеніе. Посему, и въ то время, когда другіе сидятъ за трапезой, вкушаютъ пищу, ты же не вкушаешь съ ними, но служишь ли, или и не служишь, не забывай, говорить себѣ слѣдующее: «Если бы и я совершенно покаялся и получилъ прощеніе въ грѣхахъ моихъ, то и я утѣшался бы и вкушалъ бы пищу вмѣстѣ съ братіями моими. Но такъ какъ я, окаянный, постыдными своими дѣлами самъ себя сдѣлалъ недостойнымъ сего, то потерплю здѣсь по дѣламъ моимъ». Говоря это, обуздывай чрево, сколько есть силъ.

Никогда не ищи и не желай перваго мѣста между сидящими, но возненавидь это отъ души, такъ какъ это причина гордости и способствуетъ ей. Смиреніе твое возвыситъ тебя; и самое то, что ты будешь послѣднимъ изъ всѣхъ, сдѣлаетъ тебя первымъ, какъ сказано: всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14).

Вставши изъ за трапезы со всѣмъ братствомъ и воздавъ благодареніе Богу и получивъ отпускъ отъ іерея, спѣши молча въ келлію свою и, затворивъ дверь, берись за книгу и почитай немного. Потомъ, если дни лѣтніе, прилягъ на свою рогожу и сосни немного; ибо удаляясь насыщенія и употребляя скудную пищу — хлѣбъ съ водою въ мѣру и овощи или сѣмена, ты поспишь меньше, и встанешь скорѣе. Если же дни зимніе, то, прочитавъ немного, возьмися за рукодѣліе твое и занимайся имъ, пока ударятъ къ вечернѣ. Потомъ, опять прійдя въ церковь, стань со страхомъ и вниманіемъ передъ Богомъ, молясь Ему и исповѣдаясь и отнюдь ни съ кѣмъ не разговаривая. И по окончаніи вечерни, если можешь вовсе воздержаться отъ пищи и питія, положивши ѣсть въ день однажды, то получишь не малую пользу въ стояніи твоемъ на вечерней службѣ и въ ночной твоей молитвѣ и бдѣніи; а въ противномъ случаѣ, будь доволенъ однимъ сухаремъ и одною чашею воды, кромѣ болѣзни и слабости желудка. Вмѣстѣ съ братіями воздавъ Богу вечернія молитвы, положивъ поклонъ къ ногамъ настоятеля, какъ бы къ самымъ ногамъ Христовымъ, и принявъ отъ него благословеніе, приложившись къ святымъ иконамъ, войди, молча и не говоря ни съ кѣмъ, въ келлію твою, и, затворивъ двери, берись сначала за книгу и, прочитавъ внимательно про себя листа три, стань на молитву, и безмятежно пребывай въ псалмопѣніи, безмолвно поя и молясь Богу, какъ никѣмъ не слышимый. Стой же бодрственно, собирая помыслы свои и не позволяя имъ разсѣяваться. Руки свои держи прилично сложенными; ногами стой ровно и неподвижно на одномъ мѣстѣ. Глаза смежи, чтобы ни на что другое не смотрѣть и уму не разсѣяваться. Самый же умъ и все сердце твое возведи къ небесамъ и къ Богу, призывая отъ Него милость со слезами и стенаніемъ. И пусть духовнымъ твоимъ отцемъ будутъ тебѣ назначены псалмы, которые содержатъ въ себѣ слова покаянія и умиленія, и сколько соотвѣтствуетъ твоей силѣ и твоему настроенію. Съ крѣпостью и мужествомъ должно тебѣ соразмѣрить мѣру псалмовъ и количество колѣнопреклоненій и время стоянія, чтобы совѣсть въ обличеніе тебѣ не говорила, что у тебя еще было силы стоять и пѣть и исповѣдываться Богу. Кромѣ сего, пусть будутъ у тебя и молитвы назначенныя, утреннія и вечернія [4] содержащія исповѣданіе къ Богу. Окончивъ молитву, опять немного прочти, потомъ берись за рукодѣліе свое и занимайся до первой стражи, т. е. до третьяго часа ночи. Потомъ вставъ и отпѣвъ «Непорочны» (17-ю каѳизму), прилягъ на рогожу, ознаменовавъ всѣ тѣло свое крестнымъ знаменіемъ. Поспавъ до полуночи, дѣлай по тому же порядку, какъ выше объяснено тебѣ.

Также исповѣдуй помыслы сердца отцу твоему, если можно, всякій часъ, если же нельзя, то, по крайней мѣрѣ, пусть ни одинъ вечеръ безъ сего не проходитъ, о возлюбленный; а также по утренѣ, испытавъ себя, объясняй ему все случающееся съ тобою. Имѣй къ нему вѣру несомнѣнную, хотя бы и весь міръ досаждалъ ему и ругался надъ нимъ; даже если ты самъ своими глазами, увидишь его совершающимъ блудъ, не соблазняйся и не умаляй своей вѣры къ нему, повинуясь сказавшему: Не судите и не судятъ вамъ (Лук. 6, 37).

Если ты такъ будешь поступать всякій день, и такимъ образомъ подвизаться, не замедлитъ Богъ посѣтить тебя свыше и пошлетъ тебѣ помощь отъ святаго жилища Своего и благодать Пресвятаго Духа Его осѣнитъ тебя; и, мало-по-малу предуспѣвая въ дѣлѣ твоемъ, возрастешь духовнымъ возрастомъ и достигнешь въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13), будучи просвѣщаемъ и, подобно солнцу, просвѣщая свѣтомъ разума всѣхъ, приближающихся къ тебѣ и бесѣдующихъ съ тобою, и прославляя житіемъ и словомъ Бога, давшаго тебѣ даръ Святаго Своего и Животворящаго Духа. Ему же подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ слав.: перстнаго человѣка съ мудрованіемъ его видимыми совлекійся. Въ греч. рук.: μετὰ τοῦ ϕρονήματος αὐτοῦ διὰ τῶν ϕαινομένων ἀπεϰδυσάμανος.
[2] Подъ чѣмъ должно разумѣть келейное правило, также и полунощницу, которая, какъ видно, тогда не читалась въ церкви.
[3] Въ слав.: боголюбно. Въ греч: ϕιλαγάϑως.
[4] Здѣсь, вѣроятно, разумѣются употребляемыя у насъ молитвы утреннія и на сонъ грядущимъ, которыя на Востокѣ въ общихъ церковныхъ послѣдованіяхъ и теперь не находятся.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова, игумена обители св. Маманта, Двѣнадцать словъ въ русскомъ переводѣ съ еллино-греческаго. — Изданіе второе Козельсной Введенской Оптиной Пустыни. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой лавры, 1911. — С. 5-15.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0