Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Симеонъ, архіеп. Ѳессалоникійскій († 1429 г.)

Святитель Симеон, архиепископ Фессалоникийский (Солунский)Святитель Симеонъ, архіеп. Ѳессалоникійскій родился въ Византіи въ серединѣ XV столѣтія. По окончаніи ученія, еще въ молодыхъ лѣтахъ, поступилъ въ монашество. Необыкновеннымъ умомъ и добродѣтельною жизнію онъ заслужилъ общее уваженіе между своими соотечественниками и въ 1406 году, по единодушному желанію гражданъ, былъ возведенъ на Ѳессалоникійскую (Солунскую) каѳедру. По долгу наставника вѣрующихъ, свт. Симеонъ составлялъ богословскіе и катехизическіе труды, подробно объясняя смыслъ церковныхъ таинствъ, обрядовъ и чинопослѣдованій. Сочиненія «Книга о храмѣ», «Толкованіе на литургію» и «Разговоръ о святыхъ священнодѣйствіяхъ и таинствахъ церковныхъ» обезсмертили имя святителя. Кромѣ того, онъ прилагалъ усилія къ огражденію своей паствы отъ все возраставшаго латинскаго вліянія. Когда турецкій султанъ Амуратъ осаждалъ Солунь, свт. Симеонъ проявилъ такую патріотическую твердость и ревность въ вѣрѣ, что городъ выстоялъ и турки отступили. Только черезъ шесть мѣсяцевъ послѣ кончины свт. Симеона ок. 1429 г. турки смогли взять Ѳессалоники при повторной осадѣ. Память свт. Симеона празднуется 15 (28) сентября.

Творенія

Блаж. Симеонъ Ѳессалоникійскій († 1429 г.)
Изложеніе необходимѣйшихъ (указаній) о выраженіяхъ божественнаго Символа, откуда онѣ собраны и противъ кого поставлены.

Полезно изъяснить и то, на какихъ основаніяхъ составленъ божественными Отцами священнѣйшій символъ, дабы знать, что они не сами отъ себя, но изъ божественныхъ Писаній заимствовавъ выраженія и мысли, составили его въ духѣ благочестія. Такимъ образомъ почти всѣ реченія божественнаго символа (взяты) изъ святыхъ Писаній: мы покажемъ это по отношенію, въ отдѣльности, къ каждому выраженію.

Противъ Еллиновъ, Іудеевъ и язычниковъ, и всѣхъ прочихъ нечестивцевъ, которые или вовсе не исповѣдаютъ Бога, или и признаютъ Его, но не исповѣдаютъ Отцемъ единороднаго Слова и Изводителемъ Святаго Духа:

Вѣрую.

Въ Евангеліи (говорится): ты вѣруеши ли въ Сына Божія (Іоан. 9, 35)? Вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте (Іоан. 14, 1). Апостолъ: вѣруй въ Господа Іисуса (Дѣян. 16, 31).

Во единаго Бога.

Въ Евангеліи: да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога (Іоан. 17, 5). Братъ Божій: ты вѣруеши, яко Богъ единъ есть (Іак. 2, 19). Павелъ: но намъ единъ Богъ Отецъ, изъ Негоже вся и мы у Него: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся (1 Кор. 8, 6).

Отца.

Въ Евангеліи (сказано): восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Іоан. 20, 17). Отче праведный, и міръ Тебе не позна (Іоан. 17, 25). Ко Отцу Моему иду (Іоан. 16, 10). Азъ умолю Отца (Іоан. 14, 16). Или мнится ти, яко не могу нынѣ умолити Отца Моего (Матѳ. 26, 53)? Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой (Лук. 25, 46). Петръ (говоритъ): благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа (1 Петр. 1, 5). Павелъ: Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа вѣсть... (2 Кор. 11, 31).

Вседержителя.

Захарія: сице глаголетъ Господь Вседержитель; въ храмъ Господа Вседержителя; глаголетъ Господь Вседержитель (Зах. 1, 3. 4. 14; 7, 4; 8, 9 и мн. др.). Іезекіиль: Адонаи Господь (Іез. 2, 4 и др.), что значитъ — Вседержитель. Вседержителя означаетъ и имя Саваоѳъ, которое Исаія усвояетъ всей Святой Троицѣ, говоря: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ (Ис. 6, 3). Въ Евангеліи: Отче, Господи небесе и земли (Матѳ. 11, 25). Давидъ: въ руцѣ Его вси концы земли (Псал. 94, 4). Наперсникъ (Христовъ, Іоаннъ): Вседержителю, Иже сый, и бѣ, и грядый (Апок. 11, 17).

Противъ Еллиновъ, которые не признаютъ Бога виновникомъ всего, (сотворившимъ все) изъ ничего, и промыслителемъ о всемъ:

Творца небу и земли.

Моисей: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. 1, 1). Въ Евангеліи: Отче, Господи небесе и земли (Матѳ. 11, 25).

Видимымъ же всѣмъ и невидимымъ.

Павелъ: видимая и невидимаявсяческая Тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16), то есть, Отцемъ чрезъ Христа. Давидъ: яко Той рече и быша, Той повелѣ и создашася (Псал. 32, 9):

Противъ Еллиновъ и Іудеевъ, отвергающихъ Христа:

И во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія единороднаго.

Павелъ: намъ единъ Богъ Отецъи единъ Господь Іисусъ Христосъ (1 Кор. 8, 6). Въ Евангеліи: да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3). Ты еси Христосъ Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16). И азъ видѣхъ, и свидѣтельствовахъ, яко сей есть Сынъ Божій (Іоан. 1, 34). Ты вѣруеши ли въ Сына Божія (Іоан. 9, 35)? Сія же писана быша, да вѣруете, яко Іисусъ есть Христосъ Сынъ Божій (Іоан. 20, 31). Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть (Іоан. 3, 10). Возлюбленный (ученикъ Христовъ): да вѣсте, яко животъ вѣчный имате, и да вѣруете во имя Сына Божія (1 Іоан. 5, 13).

Противъ Арія, называвшаго Сына тварію:

Иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ.

Въ Евангеліи: изыдохъ отъ Отцаи иду. Изыдохъ отъ Отца и пріидохъ въ міръ (Іоан. 16, 28). Іоаннъ: всякъ любяй Рождшаго, любитъ и Рожденнаго отъ Него (1 Іоан. 5, 1). Въ Евангеліи: и нынѣ прослави мя Ты, Отче, у Тебе самаго славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (Іоан. 11, 5). Въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1). Сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18). Сей бѣ искони (Іоан. 1, 2). Апостолъ (Павелъ): въ послѣдокъ дній сихъ глагола намъ въ Сынѣ, ...Имже и вѣки сотвори (Евр. 1, 2).Въ Притчахъ: прежде вѣкъ основа Мя... прежде всѣхъ холмовъ раждаетъ Мя (Прит. 8, 23. 25).

Противъ тѣхъ, которые нечестиво богохульствуютъ на безстрастное рожденіе единороднаго Сына:

Свѣта отъ Свѣта.

Въ Евангеліи: да свидѣтельствуетъ о Свѣтѣ; бѣ Свѣтъ истинный, иже просвѣщаетъ всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 8-9). Давидъ: во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ (Псал. 35, 10). Павелъ: Иже сый сіяніе славы (Евр. 1, 3).

Бога истинна отъ Бога истинна.

Возлюбленный (ученикъ Христовъ): Сей есть истинный Богъ и Животъ вѣчный... Да будемъ во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ (1 Іоан. 5, 20). Въ Евангеліи: Азъ есмь... Истина (Іоан. 14, 16). Павелъ: ждуще... явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 13).

Рожденна.

Въ Притчахъ: прежде всѣхъ холмовъ раждаетъ Мя (Прит. 8, 25). Въ Евангеліи: Азъ на сіе родихся и на сіе пріидохъ (Іоан. 18, 37). Возлюбленный: любяй Рождшаго любитъ и Рожденнаго отъ Него (1 Іоан. 5, 1).

Противъ Арія и Евномія:

Не сотворенна.

Онъ родился, а не сотворенъ вмѣстѣ съ тварями: такъ какъ Онъ самъ Творецъ всего. Павелъ: Имже и вѣки сотвори (Евр. 1, 2). Въ книгѣ Премудрости: сотворивъ вся Словомъ Твоимъ (Прем. 9, 1).

Противъ Арія, Евдоксія и ихъ нечестивыхъ единомышленниковъ:

Единосущна Отцу.

Въ Евангеліи: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30). Не вѣруеши ли, яко Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (Іоан. 14, 10)? Видѣвый Мене видѣ Отца (Іоан. 14, 9). Павелъ: Иже сый сіяніе славы и образъ ѵпостаси Его (Евр. 1, 3). Иже во образѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но себе умалилъ, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 6).

Имже вся быша.

Павелъ: Имже и вѣки сотвори (Евр. 1, 2). Всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16). Той есть прежде всѣхъ и всяческая въ Немъ состоятся (Кол. 1, 17). Въ Евангеліи: вся Тѣмъ быша и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 3). Въ Притчахъ; прежде вѣкъ основа Мя (Прит. 8, 23). Это послѣднее означаетъ предвѣчное и недвижное во Отцѣ основаніе Его живой Премудрости; равно какъ слова: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дѣла Своя (Прит. 8, 22) предзнаменуютъ вочеловѣченіе, посредствомъ котораго Онъ (Христосъ) совершилъ великія дѣла нашего спасенія; а слова: Богъ Премудростію основа землю (Прит. 5, 19); вся Премудростію сотворилъ еси (Псал. 103, 24); сотворивый вся Словомъ Твоимъ (Прем. 9, 1) — указываютъ на дѣла Его отъ начала. Впрочемъ, Господь созда Мя — сказано также вмѣсто: «благоволилъ чрезъ Меня, свою Премудрость, созидать и творить дѣла Свои». Это же свидѣтельствуетъ и Давидъ, говоря: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася (Псал. 32, 6). Но яснѣйшимъ образомъ о явленіи Его во плоти учатъ, какъ сказали мы, слова: Господь созда Мя.

Противъ Манихеевъ и другихъ нечестивцевъ, отвергающихъ домостроительство Слова:

Насъ ради человѣкъ.

Павелъ: вся бо васъ ради (2 Кор. 4, 16). Аще Богъ по насъ, кто на ны (Рим. 8, 31)? Иже убо Своего Сына не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32). Понеже дѣти пріобщишася плоти и крови, и Той пріискреннѣ пріобщися тѣхъ же (Евр. 2, 14).

И нашего ради спасенія.

Исаія: не ходатай, ниже Ангелъ, но самъ Господь спасе ихъ (Ис. 63, 9). Петръ: о Немже спасеніи взыскаша (1 Петр. 1, 10). Въ Евангеліи: не пріидохъ, да сужду мірови, но да спасу міръ (Іоан. 12, 47). Да спасется Имъ міръ (Іоан. 3, 17). Яко спасеніе отъ Іудей есть (Іоан. 4, 22). Сей есть Спаситель міра Христосъ (Лук. 2, 11).

Пророчественно противъ Несторія и другихъ нечестивцевъ, не исповѣдающихъ воплощенія Бога Слова и богохульно говорящихъ, что Онъ явился призрачно:

Сшедшаго съ небесъ.

Апостолъ: сшедый, Той есть и восшедый (Ефес. 4, 10). Въ Евангеліи: яко снидохъ съ небесе (Іоан. 6, 38). Павелъ: Богъ Сына Своего посла въ подобіи плоти грѣха (Рим. 8, 5).

Противъ еретиковъ, пустословящихъ, что Слово воспріяло иное, а не одинаковое съ нами тѣло:

И воплотившагося отъ Духа Свята и Маріи Дѣвы.

Исаія: се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына (Ис. 7, 14). Въ Евангеліи: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю (Лук. 1, 34)? Не бойся, Маріамь. Се зачнеши во чревѣ и родиши Сына... Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя (Лук. 1, 30-31. 35). Іосифу (Ангелъ): Рождшеебося въ Ней отъ Духа есть Свята (Матѳ. 1, 20). И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца (Матѳ, 1, 2. 5). Павелъ: посла Богъ Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ Жены (Гал. 4, 5). Въ Евангеліи: и Слово плоть бысть и вселися въ ны (Іоан. 1, 14).

Противъ Аполлинарія, называвшаго человѣческое естество (Христа) чуждымъ ума; противъ Евтихія, Діоскора, а также Севéра и прочихъ безумцевъ, пустословившихъ, что Слово Божіе и по воплощеніи имѣетъ одно естество, равно какъ противъ Пирра и другихъ моноѳелитовъ:

И вочеловѣчшася.

Павелъ: иже во образѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но себе умалилъ зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ (Флп. 2, 6). Единъ Богъ и Отецъ всѣхъ (Ефес. 4, 6). Единъ ходатай Бога и человѣковъ человѣкъ Христосъ Іисусъ (1 Тим. 2, 5). Въ Евангеліи: яко Сынъ человѣчь есть, не дивитеся сему (Іоан. 5, 27). Егда пріидетъ Сынъ человѣческій... тогда сядетъ на престолѣ славы Своея (Матѳ. 25, 21).

Противъ нечестивцевъ, безумно утверждавшихъ, что Господь не страдалъ плотію, но призрачно казался страждущимъ:

Распятаго же за ны при Понтійстѣмъ Пилатѣ, и страдавша, и погребенна.

Павелъ: завтѣщаваю ти предъ Богомъ, оживляющимъ всяческая, и Христомъ Іисусомъ, свидѣтельствовавшимъ при Понтійскомъ Пилатѣ доброе исповѣданіе (1 Тим. 6, 13). Въ Евангеліи: Іисуса ищеши Назарянина распятаго (Марк. 16, 6)? Павелъ: предахъ... яко (Христосъ) умре, и яко погребенъ бысть, и яко воста въ третій день, по писаніемъ (1 Кор. 15, 4).

Противъ Іудеевъ и Еллиновъ, и всѣхъ прочихъ нечестивцевъ:

И воскресшаго въ третій день, по Писаніемъ.

Въ Евангеліи: воскресъ Іисусъ заутра въ первую субботу (Марк. 16, 9). Третій сей день имать днесь, отнелиже сія быша (Лук. 24, 27). Воскресъ Іисусъ отъ мертвыхъ, ста посредѣ ученикъ и глагола имъ: миръ вамъ (Іоан. 20, 19). Помяните, якоже глагола вамъ еще сый въ Галилеи, глаголя, яко подобаетъ Сыну человѣческому предану быти въ руцѣ человѣкъ грѣшникъ, и пропяту быти, и въ третій день воскреснути (Лук. 24, 6-7).

И восшедшаго на небеса и сѣдящаго одесную Отца.

Въ Евангеліи: Господь же убо по глаголаніи Его къ нимъ вознесеся на небо и сѣде одесную Бога (Марк. 10, 19). И бысть, егда благословяше ихъ, отступи отъ нихъ, и возношашеся на небо (Лук. 24, 51). Въ Дѣяніяхъ: зрящимъ имъ взятся и облакъ подъятъ Его отъ очію ихъ (Дѣян. 1, 9).

И паки грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ.

Въ Дѣяніяхъ: мужіе Галилейстіи, что стоите зряще на небо? Сей Іисусъ вознесыйся отъ васъ на небеса такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). Въ Евангеліи: и тогда узрятъ Сына человѣческаго грядуща на облацѣхъ съ силою и славою (Лук. 21, 27). Тогда сядетъ (Сынъ человѣческій) на престолѣ славы Своея и соберутся предъ Нимъ вся языцы (Матѳ. 21, 31-32). Въ Дѣяніяхъ: иже съ нимъ ядохомъ и пихомъ по воскресеніи Его отъ мертвыхъ; и повелѣ намъ проповѣдати людемъ и засвидѣтельствовати, яко Той есть нареченный отъ Бога Судія, живымъ и мертвымъ (Дѣян. 10, 41-42). Даніилъ: зряхъ, дондеже престоли поставишася и Ветхій денми сѣде: и се на облацѣхъ небесныхъ яко Сынъ человѣчь идый бяше; и Тому дадеся власть и честь (Дан. 7, 9. 13-14).

Егоже царствію не будетъ конца.

Даніилъ: царство Его царство вѣчное и вся власти Тому работати будутъ и слушати (Дан. 7, 27). Въ Евангеліи: и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 33).

Противъ Македонія духоборца:

И въ Духа Святаго.

Въ Евангеліи: крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Утѣшитель же Духъ Святый, Егоже послетъ Отецъ во имя Мое... (Іоан. 14, 26). Давидъ: и Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене (Псал. 50, 13).

Господа.

Павелъ: Господь же Духъ есть, а идѣже Духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17). Петръ: почто... солгалъ еси Духу Святому? Не человѣкомъ солгалъ еси, но Богу (Дѣян. 5, 34).

Животворящаго.

Въ Евангеліи: Духъ есть, иже оживляетъ, плоть не пользуетъ ничтоже (Іоан. 6, 63), Давидъ: послеши Духа Твоего и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103, 30). Моисей: и вдуну въ лице его дыханіе жизни (Быт. 2, 7). Іезекіиль: прорцы о Дусѣ, прорцы, сыне человѣчь... и вниде въ ня духъ жизни, и ожиша (Іез. 57, 9-10).

Пророчественно противъ нововведенія Латинянъ:

Иже отъ Отца исходящаго.

Въ Евангеліи: егда же пріидетъ Утѣшитель, Егоже Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ... (Іоан. 15, 26). И абіе восходя отъ воды, видѣ разводящаяся небеса и Духа яко голубя сходяща Нань (Марк. 1, 20). Павелъ: мы же не духа міра сего пріяхомъ, но Духа, Иже отъ Бога (1 Кор. 2, 12). Давидъ: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 6).

О томъ, что одна слава и поклоненіе Троицы, и что одинъ Отецъ есть единый Виновникъ, какъ Единороднаго, такъ и Духа. Этому весьма ясно учитъ (символъ) тѣмъ, что, сказавъ сначала: Иже отъ Отца исходящаго, — потомъ говоритъ: Иже со Отцемъ и Сыномъ спокланяема:

Иже со Отцемъ и Сыномъ спокланяема и сславима.

Въ Евангеліи: крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Павелъ: кто бо вѣсть отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ… и Божія никтоже вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 2, 11). У Исаіи и Іезекіиля Ангелы (взываютъ): святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3; Іез. 10, 4), то есть, Отца, и Сына, и Святаго Духа, единаго въ Троицѣ Бога.

Противъ еретиковъ, отвергающихъ законъ и Пророковъ.

Глаголавшаго Пророки.

Захарія: якоже глагола устами святыхъ сущихъ отъ вѣка Пророкъ Его, спасеніе отъ врагъ нашихъ (Лук. 1, 70-71). Богородица: якоже глагола ко отцемъ нашимъ и проч. (Лук. 1, 55). Въ Дѣяніяхъ: о семъ вси Пророцы свидѣтельствуютъ оставленіе грѣховъ пріяти именемъ Его всякому вѣрующему въ онь (Дѣян. 10, 43). Также: егоже подобаетъ небеси убо пріяти даже до лѣтъ устроенія всѣхъ, яже глагола Богъ усты всѣхъ святыхъ Своихъ Пророкъ отъ вѣка (Дѣян. 3, 21). Въ Евангеліи: Давидъ рече Духомъ Святымъ: рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене (Марк. 12, 3. 6). Въ Дѣяніяхъ: и помолившимся имъ, подвижеся мѣсто, идѣже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята, и глаголаху слово Божіе со дерзновеніемъ (Дѣян. 4, 31). Въ книгѣ Числъ: егда же препочи Духъ на нихъ, и пророчествоваша... въ полцѣ (Числ. 11, 25-26).

Противъ говорящихъ, что ветхозавѣтное противно евангельскому, и не принимающихъ пророческихъ видѣній:

Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

Павелъ: сотворивый обоя едино (Ефес. 2, 14). Единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе (Ефес. 4, 15). Братія святая... (Евр. 3, 1). Наздани бывше на основаніи Апостолъ и Пророкъ, сущу краеугольну самому Іисусу Христу (Ефес. 2, 20). Вы есте тѣло Христово и уди отъ части (1 Кор. 12, 27). Овыхъ убо положи Богъ въ Церкви первѣе Апостоловъ, второе Пророковъ, третіе учителей (1 Кор. 12, 28). Да Церковь созиданіе пріемлетъ (1 Кор. 14, 3). Вы храмъ Божій есте (1 Кор. 3, 16). Яже къ созиданію Церкве просите (1 Кор. 14, 12). Сущу краеугольну самому Іисусу Христу... о Немже и вы созидаетеся (Ефес. 2, 20-21). Той есть Глава тѣлу Церкве (Кол. 1, 18). Притомъ, какъ семь соборныхъ посланій названы такъ потому, что были написаны ко всѣмъ вѣрнымъ: такъ и совокупность всѣхъ православныхъ названа въ символѣ соборною Церковію.

Противъ богомиловъ и всѣхъ нечестивцевъ, не принимающихъ, или не уважающихъ крещенія:

Исповѣдую едино крещеніе во оставленіе грѣховъ.

Павелъ: исповѣдалъ еси доброе исповѣданіе (1 Тим. 6, 12). Сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе (Рим. 10, 10). Единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе (Ефес. 4, 5). Да крестится кійждо въ васъ во оставленіе грѣховъ (Дѣян. 2, 38). Въ Евангеліи: крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19).

Противъ Еллиновъ и Оригенистовъ, отвергавшихъ воскресеніе мертвыхъ, а посему также и воскресеніе Спасителя нашего Іисуса Христа:

Чаю воскресенія мертвыхъ.

Въ Дѣяніяхъ: о упованіи и о воскресеніи мертвыхъ азъ судъ пріемлю (Дѣян. 23, 6). Исаія: воскреснутъ мертвіи и возстанутъ сущіи во гробѣхъ (Ис. 26, 19). Павелъ: чаяніе бо твари откровенія сыновъ Божіихъ чаетъ (Рим. 8, 19). Въ Евангеліи: егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25).

Противъ Оригена, несмысленно допускавшаго измѣненіе (состояній) въ будущемъ вѣкѣ и принимавшаго конецъ наказанія:

И жизни будущаго вѣка. Аминь.

Въ Евангеліи: ненавидяй души своея въ мірѣ семъ въ животъ вѣчный сохранитъ ю (Іоан. 12, 25). Въ Дѣяніяхъ: глаголющу же ему о правдѣ и о воздержаніи и о судѣ, хотящемъ быти (Дѣян. 24, 25). Исаія: Отецъ будущаго вѣка (Ис. 9, 5). Въ Евангеліи: Азъ живу, и ядый Мя, и той живъ будетъ Мене ради (Іоан. 6, 5). Азъ есмь воскресеніе и животъ (Іоан. 11, 25). Идутъ сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный (Матѳ. 25, 46).

Источникъ: Писанія Св. Отцевъ и Учителей Церкви, относящіяся къ истолкованію православнаго богослуженія. Томъ III. — СПб.: Въ Типографіи Григорія Трусова, 1857. — С. 117-132.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0