Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Симеонъ, архіеп. Ѳессалоникійскій († 1429 г.)

Святитель Симеон, архиепископ Фессалоникийский (Солунский)Святитель Симеонъ, архіеп. Ѳессалоникійскій родился въ Византіи въ серединѣ XV столѣтія. По окончаніи ученія, еще въ молодыхъ лѣтахъ, поступилъ въ монашество. Необыкновеннымъ умомъ и добродѣтельною жизнію онъ заслужилъ общее уваженіе между своими соотечественниками и въ 1406 году, по единодушному желанію гражданъ, былъ возведенъ на Ѳессалоникійскую (Солунскую) каѳедру. По долгу наставника вѣрующихъ, свт. Симеонъ составлялъ богословскіе и катехизическіе труды, подробно объясняя смыслъ церковныхъ таинствъ, обрядовъ и чинопослѣдованій. Сочиненія «Книга о храмѣ», «Толкованіе на литургію» и «Разговоръ о святыхъ священнодѣйствіяхъ и таинствахъ церковныхъ» обезсмертили имя святителя. Кромѣ того, онъ прилагалъ усилія къ огражденію своей паствы отъ все возраставшаго латинскаго вліянія. Когда турецкій султанъ Амуратъ осаждалъ Солунь, свт. Симеонъ проявилъ такую патріотическую твердость и ревность въ вѣрѣ, что городъ выстоялъ и турки отступили. Только черезъ шесть мѣсяцевъ послѣ кончины свт. Симеона ок. 1429 г. турки смогли взять Ѳессалоники при повторной осадѣ. Память свт. Симеона празднуется 15 (28) сентября.

Творенія

Блаж. Симеонъ Ѳессалоникійскій († 1429 г.)
Двѣнадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себѣ единую христіанскую вѣру нашу.

Истинная и единая христіанская вѣра наша, превосходящая умъ и слово потому самому, что она есть правая и единая вѣра, истиннѣйшее исповѣданіе превосходящаго разумъ единаго Бога въ Троицѣ, хотя и неограниченна, однакожъ кратко объемлется въ сихъ главахъ, которыя должно исповѣдывать всякому христіанину, право вѣрующему и желающему спастися. Эти главы нѣкоторые называютъ и членами вѣры, или началами и основаніями. Ихъ насчитывается двѣнадцать, во образъ Апостоловъ Христа, невечерняго Солнца, и онѣ приводятъ право вѣрующаго къ нескончаемому вѣку славы Его. Изъ нихъ три главы о Святой Троицѣ, въ честь самой Троицы, которая, будучи вѣчною, есть причина всего; шесть о воплощеніи Слова, — и это также удивительно: въ самомъ дѣлѣ, сіе Слово, будучи единымъ отъ Святой Троицы и единичнымъ, стало сугубымъ ради насъ и потому-то имѣетъ сугубую троицу главъ; а еще три главы о совершеніи (домостроительства), въ честь также безначальной Троицы, которая, сотворивъ все изъ ничего, все благо содержитъ и всѣмъ мудро управляетъ. Первая глава о томъ, что Божество — едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силѣ, власти, вседержительству и господству. Вторая — о томъ, что сіе Божество имѣетъ три Лица, а не одно, хотя едино и нераздѣльно по Божеству, что всецѣло должно исповѣдывать три Лица, или Ѵпостаси, или свойства, — не болѣе. Изъ сихъ же трехъ одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходитъ изъ чего либо, будучи единою причиною происходящихъ изъ Него довременно и безстрастно; другое рожденное — отъ Того нерожденнаго; а третье исходящее — также отъ Того безвиновнаго и нерожденнаго. Нерожденное и безвиновное называется Отцемъ, рожденное — Сыномъ, а исходящее — Духомъ Святымъ: Они нераздѣльны, довременны и вѣчны. Но Троица — не три Бога, или три Господа, но одинъ Богъ, одинъ Господь, какъ воспѣваютъ и Ангелы: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ (Ис. 6, 5): поелику едино и нераздѣльно естество тріехъ, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотѣніе, одно изволеніе; и сіи три суть единъ тріѵпостасный Богъ, одно начало и дѣйственная сила всего, подобно тому, какъ одно сіяніе солнца, луча и свѣта, или одинъ блескъ и теплота огня, отраженія и свѣта, или одно изволеніе ума, слова и духа. Третья глава — о томъ, что сія Троица есть содѣтель всего, сотворившій все, какъ духовное, такъ и чувственное, видимое и невидимое, изъ ничего, произведшій все во времени, когда восхотѣлъ, между тѣмъ, какъ прежде совершенно ничего не существовало — ни вида, ни матеріи, но все произведено изъ ничего. Сей Богъ въ Троицѣ, будучи Творцемъ, есть вмѣстѣ и Промыслитель всего существующаго, то есть, Отецъ съ Словомъ и Духомъ, какъ говорятъ Пророки и научаетъ Евангеліе. Четвертая — о томъ, что ради промышленія о насъ Бога въ Троицѣ, благоволеніемъ Отца и содѣйствіемъ Духа, Слово, пребывая неизмѣннымъ и непреложнымъ по Божеству, безстрастно и неистечно содѣлалось ради насъ плотію, принявъ отъ Святыя Дѣвы совершенное естество наше: одушевленное тѣло, соединенное съ разумною и желательною душею, — для освященія всецѣлаго человѣка; такимъ образомъ единичный сталъ сугубымъ, и есть единъ — совершенный въ двухъ естествахъ. Пятая — о томъ, что Слово безсѣменно родилось отъ Дѣвы, не познавшей мужа, сохранивъ ее до рожденія, въ рожденіи и по рожденіи Дѣвою. Шестая — о томъ, что Оно пострадало за насъ плотію, было распято и умерло добровольно (впрочемъ, не Божествомъ, такъ какъ оно безстрастно), потомъ душею, какъ Свободитель душъ, низошло во адъ, а тѣломъ было погребено, между тѣмъ, какъ Божество не разлучалось отъ святой Его души, равно какъ и отъ тѣла. Седьмая — о томъ, что Оно своею властію тридневно воскресло и много разъ являлось ученикамъ. Осьмая — о томъ, что послѣ сорока дней отъ возстанія Его, Оно вознеслось на небеса въ виду учениковъ и возсѣло одесную Отца, явивъ свое неразлучное и собственное тѣло единославнымъ испокланяемымъ. Девятая — о томъ, что Оно опять пріидетъ съ неба на землю со славою Отчею и откроетъ рабамъ своимъ царство свое, а для нечестивыхъ и грѣшниковъ — праведное осужденіе и наказаніе. Десятая — о томъ, что Оно воскреситъ все естество наше, такъ что души соединятся съ прежними тѣлами, въ которыхъ жили, а не съ чуждыми, для воздаянія за дѣла жизни; и тѣла наши будутъ нетлѣнными. Одиннадцатая — о томъ, что Христосъ будетъ судить живыхъ и мертвыхъ, по своимъ божественнымъ законамъ, и что невѣрныхъ и неправедныхъ Онъ осудитъ, а благочестивыхъ и праведныхъ прославитъ. Двѣнадцатая — о томъ, что имѣющая наступить за тѣмъ жизнь будетъ вѣчная, такъ какъ естество свободится отъ истлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ, какъ говоритъ Апостолъ (Рим. 8, 21); и не будетъ уже потомъ измѣненія. Посему неправеднымъ и нечестивымъ, вмѣстѣ съ демонами, будетъ вѣчное наказаніе, какъ говоритъ Господь (Матѳ. 25, 41); а благочестивымъ и праведнымъ — вѣчная и безконечная жизнь, и наслажденіе, и царствіе со Христомъ, которое и да получимъ, по милости самаго Іисуса Христа, Сына Бога живаго и Бога нашего, мы — православно вѣрующіе во имя Его и почтенные симъ (именемъ), и содержащіе вѣру Его до конца не поврежденною и непоколебимою, молитвами Богородицы и всѣхъ Ангеловъ и Святыхъ Его.

Эти-то изложенныя теперь двѣнадцать главъ вѣры, называемыхъ также членами (потому, что онѣ суть какбы начала и основанія вѣры, объемля собою, какъ сказали мы, все вѣроученіе), содержатъ въ себѣ и священный и божественный символъ, изложенный прежде тремя стами осмнадцатью Отцами въ Никеѣ и потомъ, спустя не много, законченный ста пятидесятью святыми Отцами въ Константинополѣ, запечатлѣнный и возвѣщенный и прочими пятью вселенскими святыми соборами, яснѣйшимъ образомъ исповѣданный также просіявшими среди сихъ священныхъ соборовъ святыми Отцами. Его-то вмѣстѣ съ ними и мы исповѣдуемъ, по благодати Христа. Содержитъ онъ прямо первую главу, что единъ Богъ, единъ Господь — Отецъ съ Сыномъ и Духомъ: ибо и Отца называетъ Богомъ, и Сына — Богомъ отъ Бога, и Духа Святаго — Господомъ; именуетъ Троицу единосущною, Отца — единославнымъ Сыну и Духу, и сихъ вмѣстѣ — и вѣчнымъ, и Вседержителемъ, и единымъ Творцемъ, равно какъ и Пророки называютъ Богомъ Отца съ Словомъ и Духомъ, и Ангелы въ трехъ свято-пѣніяхъ воспѣваютъ одного Господа. Потомъ съ особенною ясностію возвѣщаетъ онъ вторую главу, что сей единый Богъ, будучи Троицею въ Лицахъ и единицею въ Божествѣ, есть Отецъ, и Сынъ, и Святый Духъ, и что Отецъ не рожденъ и безвиновенъ, но есть единый Виновникъ (происходящихъ) отъ Него; что Сынъ рожденъ прежде вѣковъ отъ Отца и есть единосущный, Свѣтъ отъ Свѣта, Богъ отъ Бога; и Духъ Святый — Господь, животворящій, отъ Отца исходящій; что едино естество и предвѣчная слава Ихъ, одна сила и поклоненіе трехъ: ибо (символъ) говоритъ о Духѣ: «иже со Отцемъ и Сыномъ спокланаема и сславима». Излагаетъ онъ ученіе и третьей главы, что Троица есть Содѣтель, осуществившій и сотворившій изъ ничего все видимое и невидимое; почему Отца называетъ Творцемъ небу и земли, и всѣмъ; о Сынѣ говоритъ: «имже вся быша»; а Духа именуетъ животворящимъ, такъ какъ Онъ совершилъ, и животворитъ, и содержитъ все. Потомъ же, возвѣщая относящееся къ воплощенію Слова, символъ подтверждаетъ согласіемъ четвертую главу, что Слово воплотилось отъ Духа Святаго и Богородицы Маріи. Называетъ также ее Дѣвою, утверждая пятую главу, что Слово и прежде, и во время, и послѣ рожденія, сохранило ее Дѣвою; называетъ также Слово воплотившимся и вочеловѣчившимся: поелику Оно, будучи единичнымъ Словомъ, стало сугубымъ ради насъ, пріявши тѣло, одушевленное душею разумною и желательною, и содѣлалось единымъ въ двухъ совершенныхъ естествахъ. Проповѣдуетъ и шестую главу, что Оно плотію распялось за насъ и пострадало, также умерло и было погребено; и седьмую, что Оно тридневно воскресло; и восьмую, что вознеслось на небеса и сѣло одесную Отца. Свидѣтельствуетъ и девятую главу, что по совершеніи (домостроительства) Оно паки съ неба на землю пріидетъ со славою; привноситъ и десятую главу, что Оно будетъ судить живыхъ и мертвыхъ. Потомъ говоритъ: «чаю воскресенія мертвыхъ», подтверждая одиннадцатую главу о воскресеніи нашихъ собственныхъ, а не другихъ тѣлъ, по соединеніи ихъ съ нашими душами. Излагаетъ и двѣнадцатую главу о вѣчномъ наказаніи и царствѣ, говоря: «и жизни будущаго вѣка, аминь». Таковые-то содержитъ божественный символъ члены, относящіеся къ умозрительному любомудрію во Христѣ: но онъ любомудрствуетъ и о дѣятельномъ во Христѣ любомудріи, котораго составляетъ онъ превосходный нравственный членъ, поучающій насъ и ведущій ко спасенію. Такъ онъ говоритъ о низшествіи нашего ради спасенія Господа, чтобы мы подражали Его жизни и спаслись; возвѣщаетъ Его страданіе и смерть за насъ, чтобы мы подражали Ему; говоритъ о Его воскресеніи и жизни, для внушенія намъ истинной надежды на Него; и о томъ, что Онъ имѣетъ пріити судить все, — для возбужденія въ насъ ожиданія Господа, готовности и внимательности въ здѣшней жизни; говоритъ и о томъ, что будетъ вѣчная жизнь, — въ надежду блаженства и страхъ наказанія. Чрезъ это (символъ) очищаетъ (весь) трехчастный (составъ) души нашей; и во-первыхъ, ея мыслящее (начало) — благочестивымъ исповѣданіемъ Троицы и воплощенія Слова, и преданіемъ крещенія; потомъ раздражительное (начало) — напоминаніемъ вочеловѣченія и спасительнаго страданія Слова, поучая насъ чрезъ это смиренію, а также кротости и терпѣнію; наконецъ, желательное — провозвѣстіемъ воскресенія и вознесенія Его, а также пришествія со славою и вѣчной жизни, (съ тою цѣлію), чтобы мы, возбуждаемые желаніемъ сихъ благъ, старались право ходить для полученія ихъ. И, такъ какъ семь главныхъ добродѣтелей: смиреніе, нетщеславіе, нестяжательность, постъ, цѣломудріе, терпѣніе и долготерпѣніе; и семь противоположныхъ имъ грѣховъ — гордость, тщеславіе, сребролюбіе, блудъ, нерадѣніе и гнѣвливость: то священнѣйшій символъ отвергаетъ грѣхи и возбуждаетъ насъ къ добродѣтелямъ. Такъ онъ побуждаетъ насъ къ смиренію — исповѣданіемъ сошествія съ небесъ и воплощенія Бога Слова; къ нетщеславію, говоря о Его вочеловѣченіи; тѣмъ же самымъ побуждаетъ къ нестяжательности, посту и цѣломудрію: ибо Вочеловѣчившійся не имѣлъ, гдѣ главу приклонити, и постился, и былъ дѣвственникомъ и цѣломудренникомъ, и родился отъ Дѣвы, и училъ дѣвству; къ терпѣнію — тѣмъ, что Онъ и былъ кротокъ и смиренъ сердцемъ, и перенесъ поношенія; наконецъ, къ долготерпѣнію тѣмъ, что Онъ и былъ преданъ, и распятъ и умеръ за распинателей, и во время страданія молился за нихъ. Посему этими исчисленными добродѣтелями Спаситель низложилъ и всякій грѣхъ; именно смиреніемъ — гордость, отъ которой (происходятъ) невѣріе и богохульство; уничиженіемъ — тщеславіе, отъ котораго раждаются неистовство, зависть и убійство; нестяжательностію — сребролюбіе, отъ котораго — воровство, коварство, ложь, невѣріе и предательство Бога и братьевъ; постомъ — чревонеистовство, отъ котораго (происходятъ) пьянство и всѣ злыя страсти; дѣвственностію — блудъ, отъ коего бываетъ всякая скверна и удаленіе отъ Святаго Бога; терпѣніемъ — безпечность и малодушіе, откуда — безнадежность, неблагодарность, омраченіе ума и отчаяніе души; наконецъ, долготерпѣніемъ сокрушаетъ гнѣвливость и демонское неистовство противъ братьевъ, откуда всякая злоба, вражда, ненависть, убійство и уничтоженіе трехъ высокихъ и главнѣйшихъ добродѣтелей, то есть, надежды, вѣры и любви, которыя три — въ честь Троицы — всецѣло соединяютъ имѣющаго ихъ съ самимъ Богомъ въ Троицѣ и возводятъ къ обоженію. Посему и мы, братіе, будемъ очищать правою вѣрою наше мыслящее (начало), и, освящая добродѣтелями, и особенно благородными — мужествомъ, благоразуміемъ, справедливостію и разсудительностію, въ которыхъ заключаются и прочія, какъ главнѣйшія, такъ и всѣ вообще добродѣтели, вмѣстѣ съ мыслящимъ, раздражительное и желательное (начало) поведемъ къ безстрастію, и будемъ жить всецѣло по Христѣ, содержа въ себѣ истинную вѣру и жизнь Христа, да возлюбимъ Христа и помышляемъ о Христѣ; да будемъ храмами Христа, благовоніемъ Христу и освященными во Христѣ, чтобы на вѣки удостоиться безсмертной жизни, славы и царствія самаго Христа. Ибо Ему, Христу, Сыну живаго Бога, подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Писанія Св. Отцевъ и Учителей Церкви, относящіяся къ истолкованію православнаго богослуженія. Томъ III. — СПб.: Въ Типографіи Григорія Трусова, 1857. — С. 133-142.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0