Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Стефанъ, еп. Пермскій († 1396 г.)
Учительное посланіе къ православному царю и великому князю, Дмитрію Іоанновичу, всея Россіи Самодержцу и побѣдоносцу, побѣдившему безбожнаго царя Ордынскаго.

(По случаю 500-лѣтія со дня кончины св. Стефана) [1].

Лучшій порядокъ при началѣ всякаго слова: Богомъ старайся начинать и въ Богѣ оканчивать. И слово къ слугѣ Божію прилично начать отъ Бога.

Богъ есть превыше всѣхъ вѣковъ, прежде всякой твари и прежде свѣта разумнаго. Сый присно имѣлъ свой умъ, былъ присно умъ свѣтлый и иного ничего не было. Вотъ единица пріединосущная: Высокій Царь, и Его нетлѣнное, искони сущее слово, которымъ Онъ и вѣки сотворилъ, которое, вселившись въ неискусобрачную Дѣву, пріяло спасительное имя Іисуса, безлѣтный Сынъ безначальнаго Отца, — и Единородная Ипостась Святаго Духа, все облекшая свѣтомъ. Симъ словомъ небеса утвердишася и духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 6).

Сый Сила Отчая, сокровище благое, великій чертогъ горнихъ чудесъ, неоскудѣвающій и непресѣкаемый источникъ всякихъ благодѣяній, Тотъ, о которомъ нельзя сказать, что въ одной части, или въ одномъ видѣ, Онъ имѣетъ болѣе, а въ другой скуденъ или терпитъ недостатокъ. Весь Онъ есть око, весь слухъ, весь умъ, ничѣмъ не ограничивается и не уставляется на (извѣстномъ) мѣстѣ, но всякому мѣсту есть Творецъ. Ибо вся тѣмъ быша и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 3).

Своею премудростію создалъ Онъ одушевленнаго человѣка, разумный свой образъ, о которомъ все (сіе) слово. Свелъ воедино, что раздѣлено, какъ воскъ отъ воды; соединалъ персть съ духомъ, кровь съ плотію, хладное съ теплымъ, не вредя одинъ другому, и связалъ жилами, простирающимися по частямъ тѣла и членамъ. Сочеталъ жизнь видимую съ невидимою, кратковременную съ безсмертною, земную съ небесною — не по мѣсту, но по стремленію, и вмѣстилъ великое въ маломъ, прекрасный умъ въ неблагородномъ тѣлѣ, и положи страхъ его на всякой плоти, еже владѣтельствовати надъ всею землею (Сир. 17, 4). И человѣкъ въ твореніи разумѣваетъ невидимая Божія (Рим. 1, 20); будучи веществененъ, своимъ невещественнымъ чувствомъ сообщается съ невещественнымъ; видитъ, какъ въ чистомъ зеркалѣ, доброту Невидимаго и разумъ превосходящаго всякій разумъ; умомъ только насыщается, чѣмъ насытиться нельзя, радуется, простираясь зрѣніемъ до Бога, хотя и не постигаетъ Его мыслію. Ибо если востечетъ горѣ къ мысленной высотѣ, не обо что ему опереться; или если прострется долу въ глубину разума, не на чемъ ему стать. Никто не видѣлъ Его подобія: можетъ-ли же умъ приблизиться къ самому бытію? Непостижамы Его судьбы и пути: Самъ ли можетъ быть постигнутъ? Если и можемъ вообразить скинію Его въ подобіи распростертыхъ облаковъ; но престолъ Его есть небо, а Самъ сѣдящій на немъ премного болій всего. Пядію Онъ измѣрилъ небо и земля подножіе Его. Дланію своею Онъ покрываетъ ихъ, и сила Его простирается и на преисподнюю. Моря и бездны Онъ налилъ единою горстью. Отъ вѣка изочтены Имъ капли дождя, и числомъ упадаетъ роса. Все проникая, Онъ все исполняетъ, и безъ его посѣщенія теряется всякій умъ. Око не видѣло, ухо не слышало и помышленія сердца не могутъ постигнуть уготованнаго намъ: какъ же можемъ объять Самого уготованнаго? Образа души своей не знаю: какъ же уразумѣю давшаго душу? Какъ исповѣдаю давшаго даръ слова, хотя бы и выговорилъ и все, что могу сказать? Хотя-бы сошлись всѣ церкви вселенной, все стадо (Христово), или даже всѣ Ангелы; и тогда не возмогутъ изречь Его по достоинству. Человѣкъ можетъ выразить словомъ, что скользитъ на поверхности: а Богъ и не содѣланное вѣдаетъ. Очи Его сугубо седмерицею свѣтлѣе солнца. Онъ призираетъ на всѣ пути человѣческіе, и дѣла всякой плоти предъ Нимъ, какъ глина въ рукахъ горшечника. Все объемлетъ своимъ разумомъ и знаетъ всякую совѣсть. Онъ истинный посѣтитель сердца (1 Петр. 2, 25), и не убѣжитъ отъ Него ни одинъ помыслъ; Онъ истинный слушатель языка, и не скроется отъ Него ни одно слово; увидѣвъ, чему не надлежало быть, не почудится, какъ неожиданному. Онъ объявляетъ прошедшее и будущее, открываетъ слѣды тайные. Кто скрылся втайнѣ и Онъ не видѣлъ? Никакая пустота не безъ Него. Какое мѣсто найдетъ кто, гдѣ-бы Бога не было? Вездѣ Онъ находится.

Въ началѣ Богъ создалъ человѣку тѣло, а не болѣзнь; душу, а не грѣхъ. Но человѣкъ повредился, уклонившись отъ природы; тогда тьма смутила умъ и зло стало дерзновенно. Но великій Художникъ, чрезъ преобразованіе все видоизмѣняющій, посредствомъ малаго сѣмени всѣмъ открылъ единый входъ въ міръ, равно какъ и исходъ всѣмъ единъ. Ибо всякая плоть человѣческая какъ трава и какъ частые листья на деревѣ: одни ростутъ, другіе опадаютъ. Всякій человѣкъ — гной, и сынъ человѣческій червь, и слава его какъ цвѣтъ какъ роса, скоро изсыхающая, какъ струя, падающая внизъ. Умираетъ и ничего не беретъ съ собою отъ всѣхъ трудовъ своихъ. Кто же чистъ отъ скверны? Никтоже; аще и единъ день житія его на земли (Іов. 14, 45). Кто бо сый человѣкъ, яко будетъ непороченъ въ дѣлахъ своихъ? Аще во святыхъ не вѣритъ, небо же нечисто предъ Нимъ (Іов. 15, 14-15), и во Ангелахъ своихъ стропотно, что усмотрѣ (Іов. 4, 18)... А люди и за текущій день не могутъ воздать свой долгъ Владыкѣ безъ недостатка. Ибо человѣкоубійца діаволъ, воспротивившійся нѣкогда Богу Вседержителю, позавидовавъ, ввергъ насъ въ недугъ отступленія, не хочетъ видѣть, чтобы мы возстали отъ тлѣнія и паденія и возлетѣли на небо съ начаткомъ нашимъ, Христомъ. Посему и нынѣ, когда проводимъ жизнь въ лѣности и спимъ праздною мыслію, нашъ лютосердый древній, браннолюбивый врагъ и разбойникъ съ своими совѣтниками нападаетъ на небрежныхъ и мало-по-малу лишаетъ ихъ добродѣтели. Онъ не перестаетъ пускать злобныя стрѣлы и возмущать тѣло смиренія нашего, уязвляя насъ страстями, чтобы отвести отъ назначеннаго намъ дѣла, чести и благодати. Отъ непріязненнаго ума возстала неправда: возсталъ блудъ на дѣвство, сластолюбіе на чистоту, жестокосердіе на кротость, ненависть на любовь, невоздержаніе на постъ, пьянство на трезвость, обида на осмотрительность, разбой на братолюбіе, скупость на щедрость, немилосердіе на милость, беззаконіе на храненіе закона; возстали и многія иныя дѣла.

Но Преблагій Богъ нашъ, своими невѣдомыми судьбами всячески помышляя о нашемъ спасеніи, не оставлялъ насъ безпомощными ни въ единомъ родѣ, на поприщѣ сего житія. Воздвигая хранителей великому своему всемірному кораблю, Христосъ поставилъ и тебя, нашего мудраго кормчаго, благочестиваго Царя и Великаго Князя Дмитрія, нашимъ заступникомъ, который по истинѣ устрояетъ свое слово на судѣ, хранитъ истину всегда, творитъ судъ и правду посреди земли своей, котораго мудрость родила, въ цѣлости сохранила, воспитала и украсила добродѣтелями. Оградивъ стадо христіанское своими законами, какъ-бы нѣкими чудными стѣнами, Онъ положилъ тебя въ основаніе, какъ твердый камень, дабы всѣ собираясь къ тебѣ и, какъ безсловесныя, лижа сей камень, тучнѣли. Соборъ Христіанскій — какъ риза Господня, отъ разныхъ странъ сведенная и истканная; а мы немощные, какъ утóкъ, всѣ держимся тобою, какъ видимое тѣло носится невидимою душею.

Есть у меня и еще дѣло до тебя Великаго Князя, и до всѣхъ сыновъ твоихъ, Русскихъ Князей. Послушайте, сѣмя духовное, чада Церкви! Отъ чрева матерняго вы притекли къ вѣрѣ: въ самой колыбели слышали слово живота вѣчнаго; съ млекомъ плотскимъ питались Евангельскимъ ученіемъ отъ сосцовъ св. Церкви. Воспитанники чистоты, ученики цѣломудрія, побѣдители естества, искатели царствія! восходите, чада отъ степени на степень, отъ разума въ разумъ, отъ силы въ силу, какъ Апостолы, совершая доброе пожеланіе, волю Господню. Внимайте: ибо учу васъ разумныхъ здравому дѣланію, доколѣ не достигнете до высоты совершенства. Не тотъ премудръ, кто много жилъ, и не старцы (только) знаютъ судъ. Очищать себя — вотъ премудрость, удаляться отъ зла — вотъ хитрость! Начало премудрости — страхъ Господень (Прит. 1, 7). Написано: старость честна не многолѣтна, ниже въ числѣ лѣтъ исчитается. Сѣдина же есть мудрость человѣкомъ и возрастъ старости житіе не скверно (Прем. 4, 8-9).

Не губите духовнаго ради плотскаго, мѣняя золото на глину. Горе и ущербъ великій тому, что имѣя умъ здравый, слово правое и тѣло чистое во святыни, болитъ въ душѣ любоначаліемъ. Онъ ввергается во глубину бѣдствій, полагаетъ основаніе на пескѣ, и, доведши свое зданіе до половины, оставляетъ его неоконченнымъ, какъ говоритъ Евангеліе (Лук. 14, 28-29), отходитъ, какъ фарисей, не довершивъ своей молитвы (Лук. 18, 14). А вамъ Богъ повелѣваетъ, чтобы правда ваша превосходила правду фарисеевъ и книжниковъ (Матѳ. 5, 20). Держащій престолъ владычества да не превозносится своимъ господствомъ, какъ будто самъ онъ съ неба, и видить въ окѣ ближняго сучецъ, между тѣмъ какъ въ своемъ окѣ и пня не чуетъ. Да не затворяетъ милости людямъ: ибо хвалится милость во всякомъ судѣ (Іак. 2, 13). Написано: во гнѣвѣ помяни милость свою. Но если только слушаемъ написанное и претыкаемся о камень соблазна, то вдвойнѣ погрѣшаемъ, по сказанному: не познаша, ниже уразумѣша, во тмѣ ходятъ (Псал. 81, 5).

Говорю это для того, чтобы войти вамъ святилище Господне, на тайной трапезѣ узрѣть Христа, совершенный міръ и совершенное совершенство совершенныхъ, и свою скудность обогатить обиліемъ Его славы, избыточествуя въ утѣшеніяхъ радости. Если тебѣ вѣдомо будетъ Божіе, то ты въ свѣтѣ Божіемъ свѣтъ міру, око вселенной; чистотою ума своего видя свѣтъ, ты будешь направлять и подвластныхъ ко свѣту. Принявъ отъ Верховнаго промысла управленіе надъ людьми, долженъ не только пещись о своихъ и управлять свою жизнь, но приводить въ покой отъ треволненія все обладаемое тобою. Помни, что умъ твой долженъ быть стражемъ противъ татей, ловцемъ волковъ и губителемъ всякихъ звѣрей. Не бойся ни смятеній и молвы, ни сокровеннаго лукавства, тайной брани. Будь благоразсудителенъ, чтобы отъ одного болѣзнь не перешла на многихъ; исправляй безъ злобы, какъ искусный врачъ, цѣля язву, рѣжетъ безъ гнѣва. Больную овцу отдѣляютъ отъ стада. Уязвленнаго зміемъ нужно лѣчить. Не должно ни повергать въ пропасть отчаянія, ни совсѣмъ ослаблять узду. Недугъ грѣховный не простъ, но бываетъ многоразличенъ, и отъ времени возрастаетъ, усиливается и распространяется на многихъ. Малъ квасъ все смѣшеніе кваситъ. (1 Кор. 5, 6). Нужно со вниманіемъ смотрѣть, чѣмъ лучше дѣйствовать, строгими-ли мѣрами, производящими раздраженіе, или кроткими и смягчающими. И если врачуемые отъ мертвыхъ дѣлъ переходятъ къ жизни, то ты уподобишься пастырю Христу, на горахъ взыскавшему заблудшую овцу, что бы устроить ее въ своемъ дворѣ и сдѣлать покорною. Ты, какъ вертоградарь, долженъ обрѣзывать желѣзомъ дерево отъ чуждыхъ наростовъ; какъ сильный кормчій, при помощи благодати долженъ править противъ вѣтровъ, минуя волны и не отступая отъ пути праваго. Для того даны тебѣ глаза, чтобы предусматривать волны, угрожающія находящимся въ кораблѣ. Не должно тебѣ молчать. Сказано: стража дахъ тя дому Израилеву (Іез. 3, 17). Тебѣ повелѣно бдѣть о людяхъ, Тебѣ порученныхъ. Если потребуютъ обстоятельства, я долженъ положить и душу свою. Ему-же дано будетъ много, много взыщется отъ него. (Лук. 12, 48). Всякій начальникъ дастъ отвѣтъ о подручныхъ ему, хотя-бы собственная жизнь его и была благоустроена. И слово безъ дѣла не приноситъ пользы слушающимъ: но слово, украшенное дѣлами, само придаетъ себѣ достовѣрность.

Посему для благоустройства и утвержденія подданныхъ Твоихъ, Тебѣ нужно день и нощь поучаться въ законѣ Господни и, превосходя теплотою любви къ Богу ревнителя Финесса, пронзившаго грѣхъ копіемъ и истомившаго противную силу, отводить Христово стадо отъ злой пагубы. Воспѣвай съ Богодухновеннымъ Давидомъ: на пути свидѣній Твоихъ насладихся, яко о всякомъ богатствѣ (Псал. 118, 14). Заповѣдалъ еси правду свидѣнія Твоя, Владыко (Псал. 118, 138). Вразуми мя и живи мя во вѣки. Боговидецъ Моисей сказалъ: да не приложиши къ сему, ни отъимеши отъ него (Втор. 12, 32). Божественный Павелъ, восшедшій не третіе небо и слышавшій тамъ глаголы невмѣстимые для облеченныхъ плотію хвалившійся тѣмъ, во что и Ангелы желаютъ проникнуть, вопіетъ: аще ангелъ съ небеси благовѣститъ вамъ иначе, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8). Если же кто внимаетъ словамъ Божіимъ съ радостію, яко же обрѣтаяй карысть многу (Псал. 118, 162), тому божественныя правила обѣщаютъ неизмѣняющееся благоденствіе. Заповѣданное святыми духовными трубами, первоверховными апостолами и шестью (семью) Вселенскими Соборами, и повелѣнія Святыхъ Отецъ нашихъ, данныя на помѣстныхъ соборахъ, и благочестивыхъ Царей нашихъ и правовѣрныхъ князей, которымъ Богъ поручилъ власть по своему человѣколюбію, и которые установили градскіе законы: все сіе озаряемые однимъ и тѣмъ-же Духомъ Святымъ предали намъ на пользу нашу. Намъ не слѣдуетъ ничего прилагать къ изложенному или повелѣнному, или отнимать отъ сего, чтобы, преступая отеческія заповѣди, опять не подвергнуться намъ бѣдствіямъ. Не разсѣялъ-ли насъ Богъ по лицу всея земли? Не взяты-ли были города наши? Не пали-ли сильные князья наши отъ острія меча? Не отведены-ли были въ плѣнъ дѣти наши? Не запустѣли-ли св. Божіи церкви? Не страждемъ-ли мы всякій день отъ нечестивыхъ? Все это бываетъ съ нами за то, что не хранимъ заповѣдей Спасителя нашего. — Кланяюся.

Примѣчаніе:
[1] Это посланіе, единственный, изъ сохранившихся, памятникъ учительныхъ трудовъ св. Стефана Пермскаго, было найдено М. П. Погодинымъ въ 1846 г. въ одномъ изъ Сборниковъ XVI в., въ его богатомъ «Древнехранилищѣ», по его предложенію было переведено на современный русскій языкъ прот. А. В. Горскимъ (Барсуковъ, Жазнь и труды М. П. Погодина, Спб. 1894 г., кн. VIII, стр. 391-392) и напечатано въ «Москвитянинѣ» 1847 г. — Мы сочли полезнымъ воспроизвести здѣсь, ко дню 500-лѣтія памяти Пермскаго Просвѣтителя, это замѣчательное его произведеніе. — Ред.

Источникъ: Св. Стефана, епископа Пермскаго, Учительное посланіе къ православному царю и великому князю, Дмитрію Іоанновичу, всея Россіи Самодержцу и побѣдоносцу, побѣдившему безбожнаго царя Ордынскаго. (По случаю 500-лѣтія со дня кончины св. Стефана). // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб.: Типографія С. Добродѣева, 1896. — Томъ I. — С. 560-567.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0