Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Преп. Ѳеодосій Печерскiй († 1074 г.)
Поученіе о тропаряхъ и о пьянствѣ.

Знайте, братія, что за обѣденною трапезою произносить двѣ молитвы: одну въ началѣ, а другую въ концѣ, уставлено Самимъ Господомъ, потомъ апостолами и св. отцами. Уставлено также благословлять кутью въ честь и похвалу святымъ, а не во оставленіе грѣховъ: ибо никакимъ приношеніемъ не очищаются грѣхи, кромѣ приношенія тѣла и крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопшихъ; но обѣдъ и ужинъ за упокой усопшихъ благословлять не установлено; приставлять кутьѣ воду и класть яйца на кутью не повелѣно. Въ алтарь не дóлжно вносить никакой пищи, ни питья, кромѣ просфоры, ладана и свѣчи, — что нужно для службы. Во время пира не пѣть тропарей за чашами больше трехъ: по поставленіи обѣда, когда прославляется Христосъ Богъ нашъ, прилично и незазорно — выпить; во время обѣда не говорить пустыхъ рѣчей; когда же обѣдъ кончается, — въ честь Пресвятой Дѣвы Маріи, третью чашу въ честь князя, а больше не позволяемъ. Кто имѣетъ разумъ, спроси, что сказала св. Богородица св. Василію. А сказано ему такъ: «если хочешь имѣть меня заступницею во всѣхъ бѣдахъ твоихъ, послушайся меня, отвращайся всякаго питья и не молись пьянъ, потому что не только не будешь услышанъ, но даже Бога разгнѣваешь и будешь осужденъ на мученіе» [1]. А это указаніе нужно знать изъ постановленій св. отцевъ: если кто упоитъ другаго за любовь или заклиная святыми, пусть постится семь дней; если (упоенный) блюетъ, то 40 дней на хлѣбѣ и водѣ. Много объ этомъ говорится въ отеческихъ правилахъ. Но для умныхъ довольно и этого указанія, а не разумные, если бы имъ открыть указаніе всѣхъ книгъ, и тогда бы не поняли и не повѣрили. Если не вѣрятъ писанію, то пусть увѣрятся по своимъ дѣламъ. Ибо кто много пьетъ съ тропарями, тотъ начинаетъ ползать на колѣнахъ, а на своихъ ногахъ не можетъ отойти. Иные валяются въ грязи, и, блюя, хотятъ издохнуть, сдѣлавъ себя посмѣшищемъ и поруганіемъ для всѣхъ людей и отогнавъ ангела Господня, хранителя души своей. Гдѣ найдешь много тропарей, приспособленныхъ къ чашамъ, чтобы они избавили отъ той бѣды ихъ, бѣснующихся своею волею? Бѣсноватый страдаетъ не по своей волѣ и получитъ жизнь вѣчную, а пьяный страдаетъ по своей волѣ и подвергнется мученію вѣчному. Ибо къ бѣсноватому придетъ священникъ, сотворитъ молитву и прогонитъ бѣса, а къ пьяному, хотя бы къ нему сошлись всѣ священники со всего свѣта и сотворили молитву, то не прогнали бы отъ него бѣса самовольнаго пьянства. Поэтому св. отцы запретили пѣть много тропарей. Пѣть на пиру много тропарей установили чревоугодники, желавшіе пить много, какъ говоритъ апостолъ: тѣ чреву работаютъ, а не Богу, ихже Богъ чрево и слава пагуба имъ, но мы, братія, постараемся молиться Богу въ трезвомъ умѣ, а не пьяны, да получимъ жизнь вѣчную о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ.

Примѣчаніе:
[1] Это мѣсто, вѣроятно, взято изъ апокрифической книги.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 65-66.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0