Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Митр. Ѳеофанъ Никейскій († XIV в.)
1. Посланіе къ Никейцамъ, учащее каково должно быть истинно-христіанское отношеніе ко всѣмъ представляющимся радостямъ и скорбямъ; при концѣ же призывающее всецѣло отвращаться отъ всякаго общенія съ еретиками; послано оно было имъ тогда, какъ только онъ былъ избранъ во епископа сего града.

Вы, составляющіе населеніе Никеи или окрестностей ея, нѣкогда цвѣтущаго и блистательнѣйшаго изъ городовъ, а нынѣ плененной врагами, о Божіи судьбы! и находящейся въ рабствѣ, лучше же сказать представляющей только призракъ ее по имени и надписи, на подобіе безжизненныхъ статуй, имѣющей извѣстность, — какъ сущіе въ различныхъ степеняхъ-священничеокаго званія, такъ и всѣ прочіе учащіеся по Христу, — благодать вамъ да будеть, милость и миръ оть Бога Отца и Христа Іисуса Господа нашего.

1. Довожу до вашего свѣдѣнія, возлюбленные братія, что благоволеніемъ и благодатію воемогущаго Бога, призывающаго по Своему произволенію сущая, яко не сущая, общимъ постановленіемъ Всесвятѣйшаго Владыки нашего Вселенскаго Патріарха и сущаго съ нимъ божественнаго и священнаго Синода, я, малѣйшій, былъ нареченъ и произведенъ въ избранники и такъ сказать въ обручники вашей святой Божіей Церкви. Поэтому, прежде всего, посылаю вамъ мое благословеніе во Христѣ и выраженіе моей любви [1], которую, какъ нѣкое отеческое наслѣдіе, мы воспріяли отъ Самого Спасителя нашего Бога, которую и мнѣ удѣлите обильно, такъ чтобы намъ имѣть стойкость и великодушіе, чтобы быть въ силахъ помочь другъ другу передъ лицомъ всегда нападающихъ на насъ искушеній. Молю же вась, братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, предавшаго Себя Самого за грѣхи наши, ради того, чтобы избавить насъ отъ лукаваго — предначну богодухновенными Павловыми словами, поскольку и онъ васъ, черезъ меня, увѣщеваетъ ко всѣму этому — чтобы вы вели достойный и согласный съ законами Евангелія Христова образъ жизни. Потому что вамъ, возлюбленные, какъ находящимся среди людей дурныхъ, нечестивыхъ и грѣшныхъ, слѣдуетъ особенно проявлять большую бдительность и вниманіе, дабы на основаніи постоянныхъ бесѣдъ съ ними и большой близости, нѣкіе или не споткнулись бы въ отношеніи вѣры или не пріобщились дурнымъ дѣламъ оныхъ людей. Ибо бесѣды злы, говорится, тлятъ обычаи благи [2], и, какъ говорятъ Святые Отцы, легче перенять зло, чѣмъ передать добродѣтель. Но и многое другое еще можетъ быть отнесено къ выше-приведенному, могущее помочь и заставить быть на чеку по отношенію ихъ лжи и порочности, которыя наносятъ большой вредъ тѣмъ, которые недостаточно осторожны въ отношеніи себя. И, вотъ, во-первыхъ, такой опасностью предстаівляется покатая плоскость наслажденія и общая распущенность и недисциплинированность образа жизни, и позволеніе себѣ совершать всякое плотское вожделѣніе невозбранно. Къ этому присосѣживается нашъ невидимый врагъ и обвинитель діаволъ, дѣйствуя заодно съ нашей предательской плотью, имѣя своихъ подданныхъ и исполнителей — на видъ ласковыхъ, какъ бы кто сказалъ, враговъ нашихъ, которые сообитаютъ съ нами и на подобіе нѣкихъ безплодныхъ пчелъ примѣшиваются къ Христову пчельнику и пытаются выкрасть медъ добродѣтели нашей, и подъ видомъ дружбы и ложной любви совѣтуютъ и уѣждають всегда къ тому, что ведетъ къ гибели, и какъ приманку, какъ я сказалъ, на крючкѣ смерти выставляютъ удовольствіе. Такимъ образомъ, возлюбленные, на подобіе нѣкой подводной скалы, ведется скрытая и коварная война, которая гораздо труднѣе и опасней войны открытой и издавна ожидаемой. Потому что для такой войны, вооружившись и приготовившись кто заранѣе, будетъ неузвимъ, непоколебимо и непобѣдимо противостоя всякому предпріятію и нападенію противниковъ; противъ же арабскихъ волковъ, приходящихъ къ вамъ въ овечьей шкурѣ, сказать евангельски, легко кому обманутъся и неожиданно, принимая ихъ за друзей, впасть въ руки враговъ. Такъ и на Адама, началозлобный врагъ и супостатъ нашъ напалъ черезъ Еву, спутницу жизни и подругу его. И путемъ удовольствія и славолюбія внесъ горчайшій ядъ въ ихъ сердца. Ибо не отъ чего иного такъ легко проистекаетъ польза или же вредъ, возлюбленные, какъ отъ общенія съ людьми, съ которыми общаемся и вмѣстѣ живемъ и отъ немалой близости съ ними на основаніи постоянныхъ бесѣдъ. Посему и мудрый Хранитель нашего естества желаетъ, чтобы наше спасеніе всегда совершалось при помощи людей, а не чрезъ ангеловъ, хотя они и куда болѣе могущественны, чѣмъ люди. Это и лукавый хорошо сознавая, не перестаетъ дѣйствовать противъ насъ черезъ такого рода людей, имѣя спомоществующей и содѣйствующей ему въ этомъ дѣлѣ также и нашу плоть, которая предпочитаетъ услажденіе вмѣсто того, что служитъ ей на пользу и является самымъ прекраснымъ. Она не дурна по своей природѣ, потому что никакое твореніе Божіе по своей природѣ не является дурнымъ, но отъ удовольствія она возбуждается и становится какъ бы неистовой. Но если кто немного побдитъ, и безпечность, какъ бы нѣкій сонъ, отряхнетъ отъ души, тоть, какъ паутинную ткань, разорветъ и уничтожитъ всѣ эти разновидныя и тяжкія (діавольскія прилоги), имѣя содѣйствующей себѣ божественную помощь, которая легко выравниваетъ все тяжкое и мучительное и дѣлаетъ человѣка страшнымъ и непобѣдимымъ для враговъ, и злодѣйски вводимыя ими ухищренія и уловки (та миханимата каі софісмата) сводитъ на нѣтъ. Потому что обрати, вотъ, вниманіе: отсюда, черезъ нечестивыхъ, лукавый какъ бы представляетъ предъ наши очи нечистую и выражающуюся въ любви къ удовольствіямъ жизнь, протекающую въ пьянствѣ, блудѣ и всякомъ иномъ безчинствѣ. Съ другой же стороны, представляя предъ наши очи трудность и напряженность евангельскаго, лучше же сказать, ангельскаго образа жизни, a прежде сего — показавъ противоположный сему образъ жизни, онъ пытаетея скрыть то, что находится по другую сторону. Но благодать Божія, прекрасно противостоя такому обману, показываетъ намъ: какой конецъ будетъ каждаго изъ этихъ вышерѣченныхъ двухъ путей. Узкій и тѣсный, говоритъ, путь вводитъ въ вѣчную жизнь идущихь по нему. Широкій же и просторный путь ведеть къ гибели (ср. Матѳ. 7, 13-14). Прекрасно Христосъ назвалъ ихъ оными путями, обозначая этимъ и мимотекучесть и вмѣстѣ скорый конецъ и всегдашнее убавленіе нынѣшней жизни. И можно сказать, Онъ обращается ко всѣмъ: такъ чтобы тягость и стѣснительность образа жизни у порядочныхъ людей, не ослабила бы у нихъ напряженности въ усердіи, потому что въ то же время они помышляли бы какъ о краткости и мимотекучести такихъ вещей, такъ и представляли себѣ о томъ, что вотъ-вотъ воспримутъ блаженный покой и блаженную жизнь. А, съ другой стороны, чтобы ширина пути, которой склонны были бы поддаться недисциплинированные, соблазнившись возможностью удовлетворяться до пресыщенія страстными наслажденіями, не прельщала ихъ, потому что при этомъ они предвидѣли бы, что такому образу жизни угрожаетъ скорый конецъ, соотвѣтствующій сему пути, именно: гибель и неугасающій огонь и неумирающій червь. Но когда, дѣйствуя такого рода ухищреніями, изворотливый и принимающій разные виды змій потерпитъ неудачу въ борьбѣ съ твердой настроенностью человѣка слѣдовать доброму пути жизни, онъ отнюдь не остается въ покоѣ, но уже противоположными махинаціями пытается разрушить твердыню нашего терпѣнія и вѣры, возбуждая на насъ напасти и скорби разнообразныя и со всѣхъ сторонъ, опять используя средства, свойственныя его злобѣ и могущія болѣе помочь ему въ этомъ дѣлѣ. И теперь онъ причиняетъ намъ убытки и грабежи имущества; въ другомъ же случаѣ — подвергаетъ насъ тюрьмамъ и бичамъ, поношеніямъ и насиліямъ и безчестіямъ, а иногда и плѣну и угрозамъ насильственной смерти, дабы ослабѣвъ оть этого, мы бы или предались распутству или же впали въ нечестіе, которое обѣщаетъ намъ освобожденіе отъ всѣхъ этихъ золъ, и въ то же время — обильный источникъ наслажденій нынѣшняго вѣка, при условіи если на это мы обмѣняемъ Благочестіе и добродѣтель [3]. Однако всѣ его козни и осады мы могли бы державно перенести, если пожелаемъ быть бдительными, пріобрѣтая въ Христѣ нерушимый Щитъ и Оплотъ, въ изобиліи обладая благородными и чудными примѣрами, именно взирая на терпѣніе и выдержку у святыхъ и на ихъ сопротивленіе грѣху, простирающееся до пролитія своей крови. Иже, говоритъ Апостолъ, избіени быша, не пріемше избавленія, да лучшее воскресеніе улучатъ; друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею: каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша: проидоша въ милотѣхъ и въ козіяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени [4]: ихже не бѣ достоинъ міръ (Евр. 11, 35-38). Богъ допустилъ это для того, чтобы весьма наглядно было показано испытаніе ихъ вѣры и мужества, a для нихъ послужило бы въ воздаяніе большихъ благъ, въ большее же постыжденіе и неудачу для лукаваго, въ примѣръ же стойкости для насъ и для всѣхъ вмѣстѣ съ нами вступающихъ въ поприще сей жизни.

2. И что за нужда говорить о семъ? Когда Самъ Господь ради насъ перенесъ еще больше отъ беззаконныхъ іудеевъ, какъ всѣмъ возможно слышать изъ повѣствуюшихъ Священныхъ Евангелій. Ибо отнюдь ничто изъ того, что наноситъ безчестіе, ничто изъ того, что можетъ причинить страданіе, они не оставили безъ употребленія и неиспользованнымъ: то нагромождая лжесвидѣтельства, то понося и издѣваясь, къ тому же обильно нанося глумленія и удары; а затѣмъ, вотъ, палками ударяя божественную оную и страшную Голову, а, затѣмъ, налагая на нее терновый вѣнецъ ради того, чтобы причинить вмѣстѣ и боль и глумленіе. Въ отношеніи же божественнаго онаго Лица, которое сильнѣе солнечныхъ лучей просіяло на Фаворѣ несотворонной славою и благодатію Божества, на которое избранные изъ апостоловъ не могли прямо взирать, то и оно должно было подвергнуться таковому безчестію и оскорбленію, чтобы подлежать плевкамъ и пощечинамъ отъ этихъ преступниковъ. И наконецъ посреди злодѣевъ они Его нагимъ высоко повѣсили на крестѣ. Но даже и тогда не насытились въ своемъ бѣшенствѣ и злобѣ, но и тутъ въ издѣвательствѣ поднесли къ божественнымь устамъ — откуда вышли словеса сладчайшія меда и сотъ, какъ говоритъ Пророкъ (Пс. 18, 11), — желчь и уксусъ. Но даже и послѣ смерти Его, они не прекратили свою злобу, но копіемъ пронзили живоносныя ребра [5], откуда исшло искупленіе вселенной и даръ всемірной жизни, Кровь и Вода.

3. Итакъ, все это принимая на умъ, возлюбленные, станемъ бѣжать отъ услажденія плоти, какъ бы отъ ядовитыхъ змѣй, и доблественно перенесемъ приходящія искушенія, чтобы намъ стать участниками Страстей Христовыхъ, а на этомъ основаніи — и славы Его: если только страждемъ вмѣстѣ съ Нимъ, то чтобы вмѣстѣ съ Нимъ и прославились. Потому что, какъ съ устъ блудницы, видится, струится медъ, который, однако, позднѣе обрѣтается горчайшимъ желчи для вкусившихъ отъ него, такъ и отъ всѣхъ плотскихъ удовольствій жизни, какъ скажемъ, пьянство, роскошество, лѣность (въ дѣланіи добра) и всякое безчинство и неумѣренность, и срамословіе и пустословіе, какъ похищенія и дѣланія неправды, какъ гордость [6] и надменность, какъ выставленіе чего-то инаго, противнаго здравому ученію, которыя сначала и на поверхности кажутся весьма сладкими и приносящими удовольствіе, позднѣе, однако, ихъ результатъ бываетъ горчайшимъ желчи. Всякая само-дисциплина и всякое принужденіе себя въ отношеніи нынѣшней жизни, представляются связанными не съ радостью, a — со скорбью, но затѣмъ, для подвизавшихся путемъ ихъ, приносятъ мирный [7] плодъ. Поэтому необходимо — терпѣніе. Аще терпимъ, говоритъ Апостолъ, съ Нимъ и воцаримся (2 Тим. 2, 12). Молю же васъ, братіе, будьте настороже и слѣдите: если кто пытается вводить въ Церковь Христову раздоры и соблазны, и дѣлаетъ попытку посѣять, какъ дурные плевелы, пустую недавно появившуюся ересь [8], которая чужда ученію Духа. Таковые люди пусть будуть отгнаны вами, отъ Христовой паствы, какъ волки; потому что они ничѣмъ не лучше, если даже не хуже — нечестивыхъ іудеевъ, которые безчинствовали по отношенію къ обожествленному и облагодатствованному [9] Лику Господнему. Потому что тѣ (іудеи) оскорбляли оное Лицо, какъ лицо простого человѣка, хотя величина ихъ дерзости переходила и на Божество Его. Потому что Слово Божіе, Которое переносило сіе, было вмѣстѣ и Богъ и Человѣкъ. Эти же новые оскорбители, являются оскорбителями Божества Его, безчинствуя въ отношеніи несотворенной славы Божества, прославившей Его блаженное Лицо, дерзко называя ее завѣсой [10]. А это еще болѣе отвратительно и гнуснѣе оныхъ іудейскихъ слюней и плевковъ [11]. И какъ тѣ, думая, что поддерживаютъ догматъ единоначалія (Божества), никоимъ образомъ не признавали различія (Ипостасей) и не признали Сына, такъ и эти, ссылаясь на простоту Божественнаго естества, и думая этимъ запугать болѣе простодушныхъ людей [12], пытаются полностью отстранить различіе между божественнымъ естествомъ и дѣйствіемъ, говоря, что дѣйствіе полностью есть Богъ. Вѣрнѣе, оно отнюдь не обладаетъ жизнью, мудростью и силою, а если и обладаетъ, оно — сотворенное; этимъ какъ бы открыто говорилось, что Онъ Самъ съ Собою находится въ несогласіи, и простота Его никоимъ образомъ не допускаетъ различія (въ отношеніи между Его существомъ и дѣйствіемъ) въ общеніи славы, однако простирается на тварь. Итакъ, таковые (еретики), какъ было сказано, какъ нѣкіе злые звѣри, да будутъ далеко отгнаны отъ Паствы Христовой. Потому что, — Ни отъ звѣрей злыхъ не взыдетъ нань, говоритъ Исаія (35, 9); таковіи бо, говоритъ Апостолъ, Господеви нашему Іисусу Христу не работаютъ, но своему чреву (Рим. 16, 18), и пріятными словами и несмысленнымъ пустымъ обманомъ прельщаютъ сердца невинныхъ людей. Но Господь, утѣшающій смиренныхъ, да утѣшитъ ваши сердца и да укрѣпитъ васъ во всякомъ дѣлѣ и словѣ благомъ. Молитесь же и о насъ, братіе, дабы ввѣренное намъ Христово дѣло всегда преуспѣвало. Благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастіе Святаго Духа да будетъ со всѣми вами, братіе. Аминь (Theophanis Metropolitae Nicaeni Epistola I. Migne P. Gr. 150, col. 287-300).

Примѣчанія:
[1] Въ оригиналѣ: «Даю вамъ миръ во Христѣ и любовь».
[2] «Погибель нравамъ добрымъ отъ худыхъ бесѣдъ», стихъ изъ комедіи Менандра, ставшій почти пословицей, приводится Ап. Павломъ 1 Кор. 15, 35.
[3] Эти гоненія вѣрные терпѣли отъ мусульманъ, желавшихъ, чтобы они отреклись отъ Православной Вѣры и приняли мусульманство, обѣщая свободу и блага.
[4] «озлоблени» означаетъ: «страдающіе».
[5] Латин. пер.: «откуда вышло Искупленіе всего земного міра, дарующее всему міру жизнь, именно — Кровь и Вода».
[6] Т. е. ученіе, противное ученію Православной Церкви.
[7] Т. е. приносящій умиротвореніе въ душѣ.
[8] Нѣк. рукописи (какъ Ватикан. и Мессанен.) прибавляютъ здѣсь въ текстѣ: «ересь Варлаама и Акиндина», съ которыми боролся Св. Григорій Палама.
[9] Здѣсь у Миня опечатка, именно вмѣсто вин. пад. един. ч. — родит. пад. мн. ч.
[10] Здѣсь у Миня находимъ слѣдующее примѣчаніе: «Называть «Завѣсой» лицо и плоть Христову могли бы или тѣ, которые — одного мнѣнія съ Несторіемъ, который не допускалъ никакого единенія между человѣческой и божественной природами, но человѣческую природу во Христѣ называлъ какъ бы «гостью» Божественной природы, — или же тѣ, которые раздѣляютъ мнѣніе иныхъ еретиковъ, которые утверждали, что Плоть Христова не была истинной, ни одного существа съ нами, но она была призрачной, иллюзорной, вымышленной, воображаемой (потому что всѣ эти термины приводитъ и блаж. Августинъ), и поэтому они могли бы назвать Плоть Христову «Завѣсой», за которой какъ бы скрывается Божественная природа, которая единственная, какъ они учили, существуетъ во Христѣ» (Минъ. Патр. Гр. т. 150, кол. 297, замѣтка 5).
[11] Здѣсь фразу мы предпочли взять изъ латинскаго перевода, который является какъ бы перефразой греческаго текста.
[12] Латинскій переводъ здѣсь не понялъ греческаго оригинала.

Печатается по изданію: Бѣседы (Омилiи) Святителя Григорiя Паламы. Отдѣлъ III-й: Бесѣды свт. Григорiя Паламы, произнесенныя въ разное время по разному случаю. Прибавленіе: Три Посланія приснопамятнаго митрополита Никейскаго Ѳеофана, споборника и современника Св. Григорія Паламы (XIV в.). / Перевелъ съ Греческаго языка Архимандритъ Амвросiй (Погодинъ). – Первое изданiе на русскомъ языкѣ. Монреаль: Изданiе Братства преп. Iова Почаевскаго, 1974. – С. 211-218.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0