Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

XI-XV ВѢКЪ

Блаж. Ѳеофилактъ Болгарскій († 1107 г.)
Толкованіе на посланіе св. Апостола Павла къ Титу.

Предисловіе.

Изъ спутниковъ Павла Титъ былъ опытнѣйшій мужъ; поэтому самому онъ былъ рукоположенъ (Павломъ) во епископа цѣлаго острова Крита, и ему было поручено рукоположеніе и судъ надъ многими епископами. Ему, какъ совершенно опытному, и недоконченное исправить поручается этимъ посланіемъ, которое Павелъ пишетъ ему до заключенія своего въ узы, когда онъ былъ еще на свободѣ. Ибо нигдѣ онъ здѣсь не упоминаетъ объ испытаніяхъ. Отсюда, мнѣ кажется, это посланіе предшествуетъ (второму) посланію къ Тимоѳею, ибо то писалъ онъ при концѣ жизни. Онъ постоянно упоминаетъ здѣсь о благодати, которою мы спасены, зная, что она служитъ великимъ утѣшеніемъ. Кто вспомнитъ, кѣмъ онъ былъ прежде и какихъ послѣ того удостоился даровъ и благодати, тотъ приложитъ все стараніе, чтобы не прогнѣвать своего Благодѣтеля. Нападаетъ также и на іудеевъ, но не удивляйся, если онъ порицаетъ весь народъ. Онъ дѣлаетъ это не для оскорбленія, а изъ любви къ Богу и по пламенной ревности, подобно какъ и Христосъ многократно обличалъ книжниковъ, но не за Себя, а за то, что они другихъ вовлекали въ погибель. Апостолъ пишетъ краткое посланіе, чтобы даже и этимъ научить насъ добродѣтели Тита. Ибо онъ не нуждался въ длинныхъ рѣчахъ, а только въ нѣкоторомъ напоминаніи.

Глава I.

Ст. 1. Павелъ рабъ Божій, апостолъ же Іисусъ Христовъ. Безразлично употребляетъ эти выраженія, иногда (называетъ себя) рабомъ Христовымъ, апостоломъ Божіимъ, а теперь наоборотъ. Такъ онъ не полагалъ никакого различія между Отцемъ и Сыномъ.

По вѣрѣ избранныхъ Божіихъ, и разуму истины, яже по благочестію. Понимай это многоразличнымъ образомъ: или — что я сталъ апостоломъ, чтобы избранные увѣровали чрезъ меня, или — что я избранъ апостоломъ не за мои совершенства, но потому, что Богъ благоволилъ ввѣрить мнѣ избранныхъ Его. Поэтому все есть дѣло благодати, а не потому, чтобы я былъ достоинъ, но ради избранныхъ, Потомъ, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, онъ прибавилъ: и разуму истины, то есть, такъ какъ я позналъ истину ученія сего, поэтому и ввѣрено мнѣ. А лучше: даже и познаніе не ваше, но Онъ виновникъ и этого самого. Ибо прежде мы были познаны, а потомъ познали. Или, что я увѣровалъ, подобно прочимъ избраннымъ, и позналъ истину. Даже для противопоставленія іудейскимъ обрядамъ онъ сказалъ: истины. Ибо они — не истина, хотя и не ложь, а образъ и тѣнь; и называя насъ избранными, онъ осуждаетъ тѣхъ (іудеевъ). Ибо если и они были нѣкогда (избранными), но не теперь. Смотри: прежде вѣра, а потомъ отъ нея познаніе, но не отъ разсудочныхъ изысканій. Сказавъ: истины, прибавилъ: яже по благочестію, потому что и въ житейскихъ дѣлахъ есть познаніе истины. Напримѣръ, кто-нибудь истинно знаетъ земледѣльческое дѣло, или строительное дѣло. Итакъ, не объ этой истинѣ рѣчь, а объ истинѣ по благочестію.

Ст. 2. О упованіи жизни вѣчныя. Сказавъ, насколько облагодѣтельствовалъ насъ Богъ для настоящей жизни, говоритъ и о томъ, что Онъ дастъ въ будущемъ. Уже и самое познаніе истины — величайшее благодѣяніе для насъ, освобожденныхъ отъ забдужденій. Но въ награду за это Онъ дастъ намъ еще и жизнь вѣчную. Такъ какъ мы познали Его, то мы и надѣемся, говоритъ, на вѣчную жизнь. Видишь ли, какъ онъ тотчасъ же, съ самаго начала, указываетъ на благодѣянія Божіи, чтобы какъ самого епископа, такъ и тѣмъ болѣе его учениковъ сдѣлать болѣе готовыми къ тому, чтобы угодить Благодѣтелю? Словами: о упованіи жизни вѣчныя, онъ ниспровергаетъ іудейскіе обряды, ибо они имѣли наградою настоящую жизнь.

Юже обѣтова неложный Богъ прежде лѣтъ вѣчныхъ. Если Онъ неложенъ, то несомнѣнно дастъ и послѣ смерти то, что обѣщалъ. Издревле еще, говоритъ, Онъ предопредѣлилъ это, а не вслѣдствіе раскаянія. Не потому, что іудеи не обратились къ Нему, Онъ дастъ это намъ, а потому, что издревле такъ было предопредѣлено, — и Онъ возлюбилъ насъ отъ вѣка. Что Онъ возлюбилъ насъ отъ начала, — это указываетъ на наше благородство.

Ст. 3. Яви же во времена своя слово свое, проповѣданіемъ. Чтобы кто-нибудь не сказалъ: почему Онъ медлилъ дать то, что опредѣлено отъ вѣчности? говоритъ, что изъ попеченія о насъ и для того, чтобы сдѣлать это благовременно. Временемъ Писаніе называетъ удобное время, какъ напримѣръ: время сотворити Господеви (Псал. 118, 126). Итакъ, въ свои, говоритъ, времена, т. е. сообразныя, надлежащія времена. Что же Онъ явилъ? Слово, говоритъ, свое, т. е. Евангеліе. Какимъ образомъ? Проповѣданіемъ, т. е. явно, съ дерзновеніемъ. Проповѣдующій не прибавляетъ, не убавляетъ. Такъ и мы проповѣдуемъ то, что намъ повелѣно, конечно, только въ слухъ всѣхъ, какъ и Христосъ сказалъ; проповѣдите на кровѣхъ (Матѳ. 10, 27), означая способомъ и мѣстомъ прямоту, безпристрастность, свободу. Замѣть: послѣдовательность требовала сказать такъ: явилъ въ свое время, т. е. вѣчную жизнь, но онъ привелъ не такъ, а — яви слово свое. Справедливо. Ибо Евангеліе все объемлетъ, какъ тó, что въ настоящее время намъ дано, кáкъ то: благочестіе, вѣру, истину, такъ и то, что обѣщается въ будущемъ вѣкѣ, т. е. жизнь вѣчную. Нѣкоторые, впрочемъ, подъ Словомъ Его разумѣли Сына.

Еже мнѣ поручено бысть по повелѣнію Спасителя нашего Бога. Это проповѣданіе, говоритъ, поручено мнѣ. Итакъ, если поручено, то я не долженъ мыслить того, что недостойно Поручившаго мнѣ, не долженъ притворяться, или выражать неудовольствіе на то, что мнѣ поручено. Къ тому же, это поручено мнѣ по повелѣнію, иначе сказать: я невольно вынуждаюсь дѣлать это. Изъ того, что должно дѣлать, одно дѣлается по повелѣнію, другое — по увѣщанію. Напримѣръ: смирися съ братомъ твоимъ (Матѳ. 5, 24), — это повелѣніе, и кто не исполнитъ его, — наказывается; но: продаждь имѣніе твое (Матѳ. 19, 21), если желаешь, и еще: могій вмѣстити, да вмѣститъ (Матѳ. 19, 12), это — увѣщанія, и неисполняющій ихъ не наказывается. Итакъ, говоритъ, мнѣ поручено проповѣданіе по повелѣнію, такъ что мнѣ необходимо исполнять его. Гóре же мнѣ, говоритъ, аще не благовѣствую (1 Кор. 9, 16). И это — не по властолюбію, а по нуждѣ. Чье же повелѣніе? Спасителя Бога. Поэтому, если повелѣлъ это Богъ, желающій нашего спасенія, то какъ я не покажу своего расположенія спасительному дѣлу?

Ст. 4. Титу присному чаду. Сынъ можетъ быть и неистинный, какъ блудникъ христіанинъ, или корыстолюбецъ; такой сынъ хотя и возрожденъ чрезъ крещеніе, но не истинный, потому что недостоинъ отца.

По общей вѣрѣ. Назвавъ Тита сыномъ и усвоивъ себѣ званіе отца, апостолъ снова уменьшаетъ эту честь, говоря: по вѣрѣ я не имѣю ничего больше въ сравненіи съ тобою, ибо она общая и ею возродились какъ я, такъ и ты. Почему же апостолъ называетъ его своимъ чадомъ? Или — потому, чтобы показать свою любовь къ нему, или — потому, что онъ самъ крестилъ Тита. Такъ какъ у обоихъ одна и таже вѣра, они — братья другъ другу. А такъ какъ Павелъ крестилъ Тита, онъ отецъ ему. Итакъ выраженіе: по общей вѣрѣ, означаетъ братство.

Благодать, милость, миръ отъ Бога Отца и Господа Іисуса Христа Спаса нашего. И этимъ указываетъ на братство, когда говоритъ: отъ Бога Отца; онъ возбуждаетъ Тита, чтобы тотъ помнилъ, чей онъ сынъ, именно — Божій. Смотри, какъ онъ чего желаетъ простымъ людямъ, того же желаетъ епископу и учителю. Ибо ему самому болѣе другихъ потребна благодатная Божія сила, какъ несущему претяжелыя бремена, — потребна милость, какъ такому, которому трудно избѣгать повинности предъ Богомъ во многомъ, — потребенъ миръ, какъ поставленному въ необходимость быть въ столкновеніяхъ и вести непрерывную борьбу. Ибо и одно исправное прохожденіе епископства возводитъ на небо, и одна неисправность низводитъ въ адъ.

Ст. 5. Сего ради оставихъ тя въ Критѣ, да недокончанная исправиши. Подобно тому, какъ въ домашнемъ быту, изъ приставленныхъ на служеніе, одинъ дѣлаетъ одно, другой — другое, точно такъ и они раздѣлили между собою вселенную по частямъ, и всѣ трудились. На это именно и указывается здѣсь словами: оставихъ тя въ Критѣ, потому что самъ онъ, очевидно, отправился въ другое мѣсто, чтобы трудиться тамъ. Смотри, какъ онъ не стѣсняется писать ученику, чтобы тотъ довершилъ недоконченное имъ. Онъ заботился объ общей пользѣ, а не о своей собственной чести. Обрати вниманіе также и на то, что все, что соединено было съ трудомъ и опасностями, все это онъ исправлялъ самъ; что же вело къ чести, или похвалѣ, это онъ поручаетъ ученику, — разумѣю рукоположеніе епископовъ и все прочее, что имѣло нужду въ большемъ устройствѣ.

И устроиши по всѣмъ градомъ пресвитеровъ, якоже тебѣ повелѣхъ. Такъ онъ называетъ здѣсь епископовъ, и въ посланіи къ Тимоѳею. По градомъ, говоритъ. Онъ нежелалъ, чтобы весь островъ порученъ былъ одному лицу, но чтобы каждый городъ имѣлъ своего пастыря. Такимъ образомъ и трудъ (будетъ) легче, и наблюденіе тщательнѣе.

Ст. 6. Аще кто есть непороченъ. Если ведетъ жизнь, свободную отъ нареканія, если никто не укоряетъ его за образъ жизни. Ибо если свѣтъ, говоритъ, тьма, то тьма восколько болѣе?

Единыя жены мужъ. Чтобы заградить уста еретикамъ, осуждавшимъ бракъ, онъ принимаетъ въ епископа женатаго человѣка. Ибо бракъ настолько честенъ, что при немъ можно восходить даже на священный престолъ. Но чтобы обуздать невоздержныхъ, онъ говоритъ: единыя жены мужъ. Ибо кто не сохравилъ никакого расположенія къ умершей, какъ онъ будетъ хорошимъ предстоятелемъ въ церкви? Епископъ долженъ быть непороченъ. Двоеженецъ же — небезпороченъ, хотя это и допускается гражданскими законами.

Чада имый вѣрна, не во укореніи блуда, или непокорива. Кто не воспиталъ собственныхъ дѣтей, какъ будетъ управлять другими? Ясно, что еслибы онъ сначала хорошо и заботливо воспитывалъ своихъ дѣтей, то они не вышли бы непокорными. Ибо грѣхи не таковы по своей природѣ, что бы они могли быть сильнѣе такого попеченія. Апостолъ не сказалъ просто: нераспутныхъ (дѣтей), но даже совсѣмъ свободныхъ отъ укоризны въ распутствѣ и свободныхъ отъ дурнаго подозрѣнія.

Ст. 7. Подобаетъ бо епископу безъ порока быти, якоже Божію строителю. Какъ онъ можетъ быть безпороченъ, если у него невѣрующія и невоспитанныя дѣти? Богъ поставилъ его надъ домомъ Своимъ, Божіе занимаетъ онъ мѣсто; поэтому во всѣхъ отношешяхъ долженъ быть точнымъ исполнителемъ воли Его.

Не себѣ угождающуμη αυϑαδη [1]. Гражданскіе начальники властвуютъ надъ подчиненными силою закона, посему могутъ проявлять дерзость и самолюбіе. Епископъ же управляетъ добровольно подчиненными ему, и онъ не долженъ доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластво, самовольно и не спрашивая мнѣнія своихъ подчиненныхъ; ибо это будетъ насильственно.

Не гнѣвливу. За самолюбіемъ необходимо слѣдуетъ гнѣвливость, отъ которой, также, само собою, слѣдовательно епископъ долженъ воздерживаться. Ибо какъ онъ наýчитъ другихъ обуздывать эту страсть, если не научилъ этому самого себя?

Не піяницѣ. То есть оскорбителю. Какая необходимость оскорблять? Непокорныхъ надобно приводить въ страхъ геенною, а не оскорблять.

Не бійцѣ. Ни руками не наносящимъ побоевъ, ни словами горькими и ожесточительными. Ибо онъ врачъ. А врачъ скорѣе врачуетъ раны, но не наноситъ ихъ самъ.

Не скверностяжательну. То есть, показывающему великое презрѣніе къ богатству. Въ епископѣ всякая стяжательность, даже и праведная, срамна.

Ст. 8. Но страннолюбиву. Не только не получать прибыль, во и все раздавать странникамъ.

Благолюбцу. Такъ называетъ апостолъ кроткаго, умѣреннаго и независтливаго.

Цѣломудренну. То есть чистому.

Праведну. Нелицепріятному въ отношеніи къ людямъ.

Преподобну. То есть, благоговѣйному ко всему божественному, не опускающему ничего въ отношеніи къ Богу.

Воздержательну. Воздержному не только въ пищѣ, но и на языкъ, руки и постыдные взоры; ибо въ томъ и состоитъ истинное воздержаніе.

Ст. 9. Держащемуся вѣрнаго словесе по ученію. Вмѣсто: заботящемуся, пекущемуся объ этомъ дѣлѣ. Вѣрнаго, или истиннаго, или преподаннаго посредствомъ вѣры, а не посредствомъ умствованія. Поэтому и сказалъ: по ученію, показывая, что онъ могъ учить и безъ внѣшней мудрости. Не помпа словесническая нужна, а опытность въ Писаніяхъ и сила въ мысляхъ. Ибо такое только ученіе будетъ имѣть успѣхъ, какъ и ученіе самого Павла.

Да силенъ будетъ и утѣшати во здравѣмъ ученіи и противящіяся обличати. То есть, чтобы какъ своихъ охранялъ и укрѣплялъ, такъ и враговъ отражалъ. Ибо кто не силенъ ни съ врагами бороться и плѣнять всякъ разумъ въ послушаніе Христово (1 Кор. 10, 5), ни своихъ утѣшать, вразумлять и утверждать, тотъ лжеепископъ есть. Другія добродѣтели можно находить и въ подчиненныхъ, какъ то: страннолюбіе, здравомысліе и прочее; но что болѣе всего характеризуетъ епископа, — это учительство.

Ст. 10. Суть бо мнози непокориви, суесловци и умомъ прелщени. Онъ указалъ на корень всѣхъ золъ — неподчиненность. Такъ какъ неподчиненный не хочетъ состоять подъ начальствомъ, а наскакиваетъ, чтобы начальствовать надъ другими, — очевидно ничему здравому и правому не научился, потому что не хотѣлъ снести, чтобы его учили. Прельщающій себя и другихъ есть суесловъ и умопрельщенный.

Наипаче же сущіи отъ обрѣзанія. Ихъ и Господь укорялъ въ любоначаліи, потому что они не оставили этого недуга и послѣ того, какъ увѣровали.

Ст. 11. Ихъ же подобаетъ уста заграждати. То есть, сильно обличать, чтобы замыкались у нихъ уста. А что пользы, когда они изъ непокоряющихся истинѣ? Для нихъ — никакой, но полезно это для тѣхъ, которыхъ они могутъ развратить, если епископъ будетъ молчать; за развращеніе ихъ самъ епископъ дастъ отвѣтъ. Посему такимъ нужно заграждать уста: если же не можешь, не будь епископомъ.

Иже вся домы развращаютъ, учаще, яже не подобаетъ, сквернаго ради прибытка. Видишь, что значитъ неподчиненность въ связи съ сребролюбіемъ и скверностяжательностію, какъ они развращаютъ домы! Они — рычаги въ рукахъ діавола, посредствомъ которыхъ онъ разрушаетъ домы Божіи.

Ст. 12-13. Рече же нѣкто отъ нихъ свой имъ пророкъ: Критяне присно лживи, зліи звѣріе, утробы праздныя. Свидѣтельство сіе истинно есть. Спрашивается, почему онъ привелъ свидѣтельство изъ греческихъ писателей и одобрилъ его, хотя оно несправедливо? Да и кто это сказалъ? Правда, сказалъ Епименидъ, болѣе всѣхъ греческихъ мудрецовъ занимавшійся предсказаніями и умилостивленіемъ боговъ и славившійся благодѣтельнымъ даромъ прорицанія. Онъ, дѣйствительно, когда увидѣлъ, что Критяне воздвигли гробницу Зевсу и стали почитать его какъ какого-нибудь человѣка, какъ бы ревнуя о славѣ отечественнаго бога, составилъ слѣдующее обращеніе къ Зевсу: будучи такимъ-то и такимъ-то, Критяне воздвигли тебѣ гробницу; между тѣмъ ты не умеръ, ты всегда живешь. Этому изреченію Павелъ даетъ теперь свидѣтельство истины. Какъ же онъ дѣлаетъ это? Вѣдь если сказано истинно, — значитъ, Зевсъ безсмертенъ. Нѣтъ, не на это апостолъ обратилъ вниманіе, говоря, что свидѣтельство истинно, но на то, что (Епименидъ) назвалъ Критянъ лжецами и прочее. А какая польза въ языческомъ свидѣтельствѣ? Чрезъ это онъ лучше всего подѣйствовалъ на нихъ, представляя имъ доказательство ихъ надменности изъ ихъ собственныхъ писателей. Павелъ обычно дѣлаетъ такъ; подобнымъ образомъ онъ разсуждалъ и съ аѳинянами на основаніи Арата: чтó тотъ приписываетъ лжеименному богу Зевсу, то онъ относитъ къ истинному Богу, такъ какъ на основаніи ихъ собственныхъ свидѣтельствъ они лучше могутъ убѣдиться. Подобнымъ образолъ и съ іудеями онъ говоритъ на основаніи пророковъ, а не на основаніи Евангелій. Такъ поступаетъ и Богъ, привлекая къ Себѣ каждаго привычнымъ и вѣрнымъ для него путемъ. Такъ волхвовъ — посредствомъ звѣзды (Матѳ. гл. 2), Саула чрезъ волшебницу (1 Цар. гл. 18), такъ какъ тотъ вѣрилъ ей, а гадателей — чрезъ животныхъ (коровъ), везшихъ кивотъ; и это не значитъ, что языческіе гадатели говорятъ правду, — напротивъ, онъ обличаетъ ихъ ихъ же устами. И Валааму Богъ дозволяетъ благословлять и пророчествовать (Числ. гл. 23-24). Ибо обычно всегда оказываетъ снисхожденіе для нашей пользы. Почему же Христосъ и оный Павелъ запрещали демонамъ говорить и свидѣтельствовать о себѣ? Потому что достаточно было знаменій, чтобы вѣрить имъ; и Христосъ самъ проповѣдывалъ о Себѣ, и этого было достаточно. Притомъ, демонамъ не воздавалось поклоненія, а идолъ не самъ вѣщалъ. Поэтому бѣсамъ и запрещалось говорить.

Ея же ради вины обличай ихъ нещадно. Такъ какъ они, говоритъ, лжецы, что объясняется ихъ коварствомъ, и чревоугодливы, то для нихъ нужно сильное и обличительное слово, ибо кротость для нихъ безполезна. Какъ тотъ, кто укоряетъ кроткаго человѣка, губить его, такъ и тотъ, кто льститъ безстыдному человѣку, портитъ его, не давая ему узнать себя самого. Здѣсь, говоритъ апостолъ, не чужихъ должно обличать, а своихъ.

Ст. 13-14. Да здрави будутъ въ вѣрѣ: не внимающе іудейскимъ баснемъ. Итакъ здравіе состоитъ въ томъ, чтобы не вводить ничего ложнаго, ничего чуждаго вѣрѣ; подобно какъ подчинить себя закону не значитъ — смѣло уповать на вѣру, что ея достаточно, чтобы спастись. Это немаловажная ошибка. Іудейскіе обычаи — вдвойнѣ басни: и потому, что они — несвоевременны и совершенно безполезны, и потому, что внимать имъ вредно. Итакъ, какъ баснямъ не должно вѣрить, такъ и имъ. Конечно, святыя книги Ветхаго Завѣта, добрѣ понимаемыя, не суть басни. Да и какъ это можетъ быть, когда изъ нихъ мы научаемся евангельской истинѣ? Но неправыя толкованія и прибавленія — вотъ что басни. Слушай, что слѣдуетъ далѣе.

Ни заповѣдемъ человѣкъ, отвращающихся отъ истины. Видишь, что онъ называетъ баснями? Заповѣди человѣческія, какъ написано у Исаіи (Ис. гл. 29) и въ Евангеліи (Матѳ. гл. 15), и прочее, очевидно также наблюденія относительно яствъ; какъ это видно изъ послѣдующаго.

Ст. 15. Вся убо чиста чистымъ: оскверненнымъ же и невѣрнымъ ничтоже чисто, но осквернися ихъ и умъ и совѣсть. Итакъ, не по природѣ своей чисты или нечисты (яства), но по произволенію вкушающихъ. Послѣдніе, будучи чисты и благочестивы, знаютъ, что все чисто, какъ твореніе Божіе, что одинъ только грѣхъ нечистъ. Ибо если и законъ считалъ нѣчто нечистымъ, такъ это было не безцѣльно, но для обузданія невоздержности, зная, что евреи безъ принужденія не повиновались бы ему, какъ чревоугодники. Конечно, если вкушающіе будутъ чисты и благочестивы, то для таковыхъ все будетъ чисто. Какимъ образомъ? Ибо, если такъ разсуждать, то и рыбы, пожирающія людей, и птицы, считающіяся чистыми, но питающіяся червями, должны бы казаться нечистыми. Поэтому нечистая мысль, направленная въ дурную сторону, сама собою грязнитъ то, что по природѣ не таково. Подобнымъ образомъ страдающій желудкомъ думаетъ, что яства непріятны, хотя бы они были пріятны; и страдающему головокруженіемъ твердо стоящая земля кажется движущеюся. Такое подозрѣніе зависитъ отъ его болѣзни. Это относится какъ къ Манихеямъ, такъ и къ Маркіонитамъ и ко вновь народившимся отъ нихъ еретикамъ, у большинства называемыхъ Галатами [2].

Ст. 16. Бога исповѣдуютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дѣло благое неискусни. Видишь ли, что дѣлаетъ (ихъ) нечистыми и мерзкими? То, что дѣла дурны и нечисты. Ибо поистинѣ вѣра безъ дѣлъ мертва (Іак. 2, 17). Мертвый же внушаетъ омерзеніе и ни къ чему негоденъ.

Глава II.

Ст. 1. Ты же глаголи, яже подобаетъ здравому ученію. Хотя бы они были невѣрующими и безчестными людьми, ты все же дѣлай свое дѣло: не молчи, хотя бы они и не принимали (ученія).

Ст. 2. Старцемъ трезвеннымъ быти. Такъ какъ недостатокъ старости — лѣность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говоритъ, чтобы были трезвенны, т. е. бодрствовали бы и были бы готовы на все должное.

Честнымъ, цѣломудреннымъ. Цѣломудренными называетъ здѣсь разсудительныхъ, имѣющихъ здравое состояніе ума. Ибо и между старцами бываютъ люди неистовые, бѣснующіеся и безумные, — одни отъ вина, другіе отъ малодушія.

Здравствующимъ вѣрою, любовію, терпѣніемъ. Заповѣдь о терпѣніи особенно прилична старцамъ, по причинѣ ихъ вспыльчивости и раздражительности.

Ст. 3. Старицамъ такожде во украшеніи святолѣпнымъ. Говоритъ о старицахъ, которыя и по внѣшнему виду и по одеждѣ должны казаться приличными. Нѣкоторые, впрочемъ, думаютъ, что здѣсь рѣчь о діакониссахъ, отъ которыхъ (апостолъ) требуетъ, чтобы онѣ и по самому одѣянію казались благоприличными, то есть, отвѣчающими ихъ священному служенію.

Не клеветивымъ, не вину много порабощеннымъ. Такъ какъ къ старости человѣкъ охлаждается, то является расположеніе къ вину, а затѣмъ, не будучи въ состояніи удерживаться, какъ слабый, побѣждается не отъ умѣреннаго, а отъ большого (употребленія вина), а отсюда является склонностъ къ клеветамъ.

Доброучительнымъ. Какъ же въ другомъ мѣстѣ говоритъ: женѣ же учити не повелѣваю (1 Тим. 2, 12)? Тамъ онъ говоритъ о публичномъ ученіи въ церкви, которое женамъ не дозволяется, а здѣсь объ ученіи домашнемъ, притомъ только женъ младшихъ. Что это говоритъ апостолъ, слушай далѣе.

Ст. 4. Да уцѣломудрятъ юныя, мужелюбицамъ быти. Не своихъ только дочерей, а и вообще всѣхъ юныхъ (по возрасту).

Каждая старшая пусть вразумляетъ младшую, и прежде всего важнѣйшему домашнему благу — любить мужа. Когда это на лицо, и остальное послѣдуетъ, порядокъ въ дому и изобиліе въ имуществѣ; когда же этого нѣтъ, то хотя бы и все было, все утечетъ.

Чадолюбицамъ. Кто любитъ корень, т. е. отца, тѣмъ болѣе полюбитъ и плоды, т. е. дѣтей.

Ст. 5. Цѣломудреннымъ, чистымъ, домы добрѣ правящимъ, благимъ [3]. Жена, любящая мужа, и цѣломудренна будетъ и непорочна, т. е. и тѣломъ и мыслію чиста и отъ смѣшенія съ сторонними, и отъ похотливаго пожеланія; а также будетъ хорошею правительницею дома, т. е. хозяйкой. Любя мужа, она заботится и о домѣ, не будучи занята украшеніями, ни роскошью, ни безвременными расходами. И кому еще другому будетъ нравиться, разъ понравившаяся возлюбленному? Смотри, какъ Павелъ, отвлекавшій (прежде) отъ житейскихъ заботъ, теперь прилагаетъ великое стараніе о дѣлахъ домашнихъ, потому что, когда въ хорошемъ состояніи находятся эти дѣла, хороши будутъ и духовныя.

Да не слово Божіе хулится. Видишь ли, что онъ преимущественно заботится о проповѣди, а не о мірскихъ дѣлахъ? Если вѣрующая жена, живущая съ невѣрующимъ мужемъ, не добродѣтельна, то хула переносится на вѣру.

Ст. 6. Юноши такожде моли цѣломудрствовати. Старшихъ поставилъ учителями для младшихъ, женщинъ для женщинъ; для юношей — самого Тита, мужа для мужей: вездѣ соблюдаетъ благоприличіе. Чему же ихъ наставлять и вразумлять? Быть цѣломудренными, ибо въ молодомъ возрастѣ больше всего причиняетъ вредъ огонь постыдныхъ удовольствій, который должно погашать и стараться быть цѣломудреннымъ.

Ст. 7. О всемъ же самъ себе подавая образъ добрыхъ дѣлъ. Пусть старшія женщины (поучаютъ) младшихъ, а самъ ты (поучай) юношей. Однакожъ общимъ училищемъ и образцемъ добродѣтели пусть будетъ твоя свѣтлая жизнь, какъ бы какое первоначальное изображеніе, поставленное на виду у всѣхъ, желающихъ научиться чему-нибудь доброму въ ней.

Во ученіи независтное. Это выраженіе зависитъ отъ общаго: подавая. Чтобы то, чему ты учишь, не было, говоритъ, порочно и ложно, но здраво и имѣло правильный смыслъ.

Честность [4]. Чтобы ученіе не имѣло ничего юношескаго и смущающаго неразумныхъ, но чтобы все было благочестно и достойно Бога.

Ст. 8. Слово здравое, незазорное. То есть, православное, не содержащее ничего укорнаго.

Да противный посрамится, ничтоже имѣя глаголати о насъ укорно. Противнымъ называетъ или діавола, или всякаго, кто ему служитъ.

Ст. 9-10. Рабы, своимъ господемъ повиноватися, во всемъ благоугоднымъ быти. Посему достоинъ осужденія тотъ, кто разлучаетъ женъ отъ мужей подъ предлогомъ воздержанія, и кто отдѣляетъ слугъ отъ господъ подъ предлогомъ благочестія. Ибо даетъ много поводовъ (къ нареканію) всѣмъ и открываетъ уста всѣхъ противъ вѣры.

Непрекословнымъ, не крадущимъ, но вѣру всяку являющимъ благу. Видишь, что требуетъ отъ рабовъ? То, что больше всего успокоиваетъ господъ, именно, чтобы не прекословили, не крали, но были вѣрны. Для мірскихъ людей это больше всего желательно.

Да ученіе Спасителя нашего Бога украшаютъ во всемъ. Если рабы таковы, они служатъ во славу христіанства. Ибо когда язычникъ увидитъ своего раба, такъ воспитаннаго христіанствомъ, развѣ онъ не будетъ удивляться ученію, которое имѣло такую силу, что улучшило и такую душу? А насколько всегда дерзокъ и упрямъ этотъ рабскій родъ, но оттого, что, пренебрегаемый господами, худо воспитывается и не руководствуется наставленіями и обращеніемъ съ честными людьми. Посему Павелъ справедливо говорилъ въ другомъ мѣстѣ: служаще якоже Господу, а не человѣкомъ (Ефес. 6, 7). Хотя ты служишь своему господину, однако честь относится къ Богу, потому что и расположеніе къ господину имѣетъ начало въ томъ страхѣ.

Ст. 11. Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ. Такъ какъ (апостолъ) много великаго потребовалъ отъ рабовъ, — разумѣю именно то, чтобы они украшали ученіе Господа своею добродѣтельною жизнію, — то теперь показываетъ, почему справедливо онъ требуетъ отъ нихъ такихъ высокихъ качествъ. Ибо и для нихъ также явилась благодать, хотя они рабы. Всѣмъ, говоритъ, человѣкомъ. И имъ даровалъ (Господь) очищеніе многихъ грѣховъ, и они должны жить прочее время во славу своего Благодѣтеля.

Ст. 12. Наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей. И здѣсь пристыжаетъ ихъ. Имѣя, говоритъ, учителемъ Бога, развѣ вы не должны жить достойно Его? Благодать эта, говоритъ, простирается не на отпущеніе только прежнихъ грѣховъ, но обезпечиваетъ насъ и на будущее время. Научаетъ, чтобы мы жили прочее время цѣломудренно, такъ какъ прежде совершенно отказались отъ нечестія и мірскихъ похотей. Выраженіемъ: отвергшеся онъ означаетъ полное отвращеніе, проистекающее отъ настроенія всей души. Нечестіемъ называетъ идолопоклонство и извращенные догматы. Мірскими похотями — корыстолюбіе, роскошь и прочіе (пороки), которые не приводятъ къ небу, но полезны въ этомъ мірѣ и вмѣстѣ съ нимъ прекращаются. Посему Христосъ пришелъ для того, чтобы мы отказались отъ нечестивыхъ ученій и грѣшной жизни, съ одинаковою силою возненавидѣвъ то и другое.

Цѣломудренно и праведно и благостно поживемъ, Цѣломудренно — означаетъ не только воздержаніе отъ блуда, но и отъ прочихъ страстей. И если ты любостяжателенъ, то и не цѣломудренъ, напротивъ еще болѣе не воздерженъ, поскольку страсть эта не природная. Вообще, побѣждаемый всѣми страстями — не цѣломудренъ.

Въ нынѣшнемъ вѣцѣ. Этотъ вѣкъ представляетъ борьбу, а будущій — воздаяніе.

Ст. 13. Ждуще блаженнаго упованія и явленія, славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Вотъ и награда, второе пришествіе, поистинѣ блаженное. Прекрасно сказалъ: славы. О двухъ явленіяхъ онъ говоритъ. Первое, какъ и выше сказано, имѣло благодать и прощеніе, которое совершилось съ милосердіемъ и простотою. Второе — воздаяніе, имѣющее открыться со славою, какъ и въ Евангеліи говорится: егда же пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ своей (Матѳ. 25, 31). Гдѣ тѣ, которые унижаютъ Сына и не хотятъ называть Его Богомъ? Пусть они выслушаютъ, что Онъ — и Богъ, и великъ. Великъ, сказано, какъ Богъ, не по сравненію съ другимъ чѣмъ-то малымъ, а безусловно, такъ какъ великъ Самъ по Себѣ, по природѣ. Если Онъ спасъ (насъ), когда мы были врагами, то чего Онъ не дастъ тогда, когда найдетъ насъ благоугождающими (Ему)?

Ст. 14. Иже далъ есть Себе за ны, да избивитъ ны, отъ всякаго беззаконія. И это знакъ Его могущества, что Онъ далъ Себя: и не такъ, чтобы отъ одного (беззаконія) избавить, а отъ другого нѣтъ; но отъ всякаго беззаконія. Почтимъ же свое избавленіе.

И очиститъ Себѣ люди избранны. (Очиститъ) купелію божественнаго крещенія и исполненіемъ Его божественныхъ и очистительныхъ заповѣдей. Избранныйπεριουσιος, — то есть свой, — это выраженіе метафорически взято отъ слугъ, вращающихся около имущества и достоянія господина своего, подобно тому, какъ называютъ человѣка избраннаго, выдѣленнаго, не имѣющаго ничего общаго съ прочими людьми.

Ревнители добрымъ дѣломъ. То есть, (народъ) съ жаромъ стремящійся къ добродѣтели и показывающій ревность ко всѣмъ добрымъ дѣламъ и пламенное подражаніе. Избавленіе — дѣло Его одного, быть же ревнителемъ въ дѣлахъ — также и наше.

Ст. 15. Сія глаголи, и моли, и обличай со всякимъ повелѣніемъ. Сперва глаголи и умоляй, т. е. учи болѣе кроткою рѣчью; а потомъ обличай, и не просто, но со всякимъ повелѣніемъ, т. е. настоятельно и властно. Такъ какъ они были грубы, то онъ предлагаетъ противъ нихъ строгость. Есть (пороки), которые не нуждаются въ строгости, а (только) въ увѣщаніи и убѣжденіи, какъ напримѣръ, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такіе, которые нуждаются (въ строгости), какъ — прелюбодѣяніе, воровство, хищничество, волшебство.

Да никто же тя преобидитъ. То есть: пусть никто не презираетъ тебя благовременно и строго обличающаго; ибо кто строго обличаетъ, но не своевременно, того болѣе презираютъ.

Глава III.

Ст. 1. Воспоминай тѣмъ начальствующимъ и владѣющимъ повиноватися и покорятися, и ко всякому дѣлу благу готовымъ быти. Вездѣ (апостолъ) желаетъ, чтобы вѣрующіе повиновались властямъ. И показываетъ, какимъ образомъ — повиноваться, именно, если будутъ готовы ко всякому доброму дѣлу. Отсюда ясно, что кто готовъ на зло, тотъ не повинуется властямъ. Или: пусть будутъ готовы, чтобы склоняться къ доброму, а не къ нечестію, или чему-нибудь другому, вредному для души.

Ст. 2. Ни единаго хулити, не сварливымъ быти, но тихимъ. Хотя худо кто поступаетъ, — не злословь, т. е. не укоряй. Уста наши должны быть чисты отъ укоризны. Справедливо, или ложно, — не намъ судить. Смотри на то, какая опасность можетъ быть.

Всяку являющимъ кротость ко всѣмъ человѣкомъ. И къ іудеямъ, и къ еллинамъ и къ причиняющимъ вредъ, и къ несправедливымъ.

Ст. 3. Бѣхомъ бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщени, работающе похотемъ и сластемъ различнымъ. Въ посланіи къ Коринѳянамъ устрашаетъ будущимъ, чтобы не осуждали, говоря: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Здѣсь же вразумляетъ прошедшимъ, говоря: не будемъ укорять другихъ, такъ какъ и сами мы нѣкогда болѣе грѣшили. Что говорилъ разбойникъ другому разбойнику: яко въ томъ же осуждены [5]. Когда же мы были несмысленны? До Христа. Развѣ не безсмысленно было служить такимъ богамъ? А приносить людей въ жертву — развѣ это не величайшее заблужденіе? Но мы служили еще различнымъ страстямъ и удовольствіямъ. Здѣсь разумѣлъ мужеложство, бракъ съ матерью или сестрою и прочія безстыдства; ибо различно забавляется нами діаволъ.

Во злобѣ и зависти живуще, мерзцы суще, и ненавидяще другъ друга.

Во злобѣ и зависти живуще, т. е. всегда проводя время въ злопамятствѣ и зависти и живя такою жизнію; поэтому мы и были достойны ненависти, такъ какъ ненавидѣли другъ друга. Справедливо: отъ зависти происходитъ и ненависть.

Ст. 4. Егда же благодать и человѣколюбіе явися Спаса нашего Бога. То есть, когда воплотился Единородный и сталъ намъ подобнымъ.

Ст. 5-6. Не отъ дѣлъ праведныхъ, ихъ же сотворихомъ мы, по по своей Его милости спасé насъ. Онъ спасъ насъ не по дѣламъ, которыя мы сдѣлали; иначе сказать: мы и дѣлъ достойныхъ оправданія не сдѣлали, и не спаслись ими, а все сдѣлала благодать Его.

Банею пакибытія, и обновленія Духа Святаго, его же излія на насъ обильно, Іисусъ Христомъ Спасителемъ нашимъ. Увы, мы такъ были погружены во злѣ, что не могли уже очиститься, но имѣли нужду въ возрожденіи. Ибо это означаетъ пакибытіе и обновленіе, второе рожденіе и новое образованіе. Какъ подъ совершенно ветхій домъ мы не подставляемъ подпоръ, но, разрушивъ до основанія, строимъ его вновь: такъ и Богъ не поправилъ насъ, а возсоздалъ сполна. Какимъ образомъ? Святымъ Духомъ. Чтобы ты не доискивался, какимъ это образомъ, онъ говоритъ: Духъ все исправилъ. Откуда это видно? Его же излія, говоритъ, обильно на насъ. Не только возсоздалъ чрезъ Него, но и щедро наградилъ Имъ, чтобы и это было видно чрезъ Него. И справедливо. Послѣ того, какъ очистилъ, Онъ обильно исполнилъ насъ и Духомъ. Это и означаетъ: излія. Ибо въ нечистыхъ не входитъ чистое. А это (совершилось) чрезъ Іисуса: Онъ посредникъ и раздаятель всѣхъ благъ.

Ст. 7. Да оправдившеся благодатію Его, наслѣдницы будемъ по упованію жизни вѣчныя. Опять — благодатію, а не по заслугамъ. Это научаетъ смиренномудрію. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживаетъ относительно будущаго. Если совершенно потерянныхъ Онъ спасъ благодатію, тѣмъ болѣе дастъ будущее оправданнымъ. Чтобы, говоритъ, мы были наслѣдниками вѣчной жизни, какъ на это и надѣемся. Или: мы уже и наслѣдники, поелику (живемъ) надеждою.

Ст. 8. Вѣрно слово. Такъ какъ сказалъ о будущемъ, то присоединяетъ подтвержденіе своему слову. Вѣдь ясно изъ прошедшаго: кто даровалъ такія блага, даруетъ и эти.

И о сихъ хощу тя утвердити, да пекутся добрымъ дѣломъ прилѣжати вѣровавшіи Богу. Упомянувъ о неизреченной благости Божіей, говоритъ: хочу, чтобы ты такъ училъ объ этомъ, чтобы вѣрующіе научились не только смиренномудрствовать и не обижать другихъ, но и милость имъ всякую оказывать. Ибо кто памятуетъ о милости Божіей, какой сподобился, тотъ и самъ будетъ милостивъ. Да пекутся, говоритъ, то есть, чтобы они всегдашнимъ дѣломъ и постоянною заботою имѣли то, чтобы помогать обижаемымъ: о вдовахъ, сиротахъ, о всѣхъ нуждающихся промышлять. Ибо это значатъ слова: добрымъ дѣломъ прилѣжати, — не ожидать, чтобы нуждающіеся къ нимъ приходили, а самимъ о нихъ попеченіе имѣтъ.

Сія суть полезна человѣкомъ и добра. Забота и покровительство въ добрыхъ дѣлахъ, или — самыя добрыя дѣла.

Ст. 9. Буихъ же стязаній и родословій и рвеній и сваровъ законныхъ отступай: суть бо не полезны и суетни. Говоритъ о глупыхъ состязаніяхъ, въ которыя вовлекаютъ вѣрующихъ іудеи. О родословіяхъ, которыя они составляютъ для себя, производя свои родословія отъ патріарховъ и гордясь ими. Отступай вмѣсто: избѣгай. Ибо никакъ не должно, оставляя необходимыя дѣла, тратить время на суесловіе и безплодные споры. Какая польза спорить тамъ, гдѣ нѣтъ надежды, чтобы кто либо плѣненъ былъ во Христа. Но какъ же выше онъ заповѣдалъ заграждать уста противящимся? Когда они причиняютъ другимъ вредъ, тогда имъ должно заграждать уста. Ради же ихъ пользы — совсѣмъ не берись говоритъ имъ: ничего не успѣешь, потому что они неисправимы.

Ст. 10-11. Еретика человѣка по первомъ и второмъ наказаніи отрицайся, вѣдый, яко развратися таковый, и согрѣшаетъ, и есть самоосужденъ. Какъ же (апостолъ) въ другомъ мѣстѣ говоритъ: еда како дастъ имъ Богъ покаяніе (2 Тим. 2, 25)? Тамъ онъ говорилъ о людяхъ, подающихъ надежду на исправленіе; а здѣсь говоритъ о неисправимомъ еретикѣ, совершенно развращенномъ, который осужденъ самъ собою, т. е. безотвѣтенъ. Ибо онъ не можетъ сказать: никто не вразумилъ меня, никто не научилъ. Итакъ, если послѣ увѣщанія онъ упорствуетъ въ одномъ и томъ же, онъ самъ осудилъ себя.

Егдаже послю Артему къ тебѣ или Тихика, потщися пріити въ Никополь: тамо бо судихъ озимѣти. Зачѣмъ (апостолъ), поручивъ Титу такой большой островъ, опять вызываетъ къ себѣ, отвлекая отъ должности? Это для его же пользы, чтобы лучше наладить его на дѣло, обсудивъ, какъ исполнено имъ ввѣренное ему. Никополь — городъ во Ѳракіи, расположенный на Истрѣ.

Ст. 13. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже имъ скудно будетъ. Такъ называетъ (человѣка) опытнаго въ законахъ іудейскихъ: таковъ былъ Зина; и Аполлосъ былъ краснорѣчивъ и силенъ въ Писаніяхъ. Имъ еще не были ввѣрены церкви. И да ничтоже имъ скудно будетъ, то есть: позаботься, чтобы они въ изобиліи имѣли все необходимое, именно — пропитаніе и одежду.

Ст. 14. Да учатся же и наши добрымъ дѣломъ прилѣжати въ нужная требованія, да не будутъ безплодни. Какъ бы такъ говоритъ: мнѣ можно было бы и иначе сдѣлать ненуждающимися упомянутыхъ, но я не желаю, — для того, чтобы наши, то есть тѣ, которые около тебя, научились бы изъ того, что ты снабдишь ихъ необходимымъ на дорогу, добрымъ дѣломъ прилѣжати, то есть заботиться о нуждающихся — и въ деньгахъ, и въ словахъ, и во всемъ другомъ, не для того, чтобы нуждающіеся получили такую пользу отъ того, но чтобы сами они пользовались плодами своего человѣколюбія по отношенію къ ближнимъ. Вѣдь и Господь, напитавшій пять тысячъ, конечно, могъ всегда питать и Себя и учениковъ, однако Онъ пожелалъ получать пропитаніе отъ женщинъ, чтобы они получили пользу. Такъ и по отношенію къ намъ, не столько бѣднымъ приносится польза отъ нашего подаянія, сколько намъ отъ нихъ. Бѣдные — для насъ виновники прощенія грѣховъ и дерзновенія предъ Богомъ.

Ст. 15. Цѣлуютъ тя со мною сущіи вси. Цѣлуй любящіи ны въ вѣрѣ. Или: любящихъ его вѣрно и нелицемѣрно, или: любящихъ его вѣрныхъ, т. е христіанъ.

Благодать со всѣми вами. Аминь. Молитвенно благожелательствуетъ, да сохранится въ нихъ даръ Божій, или человѣколюбіе выну пребудетъ съ ними, сохраняя ихъ благодатію. Или: да пребудетъ всегда благодать съ ними, болѣе всего нуждающимися въ ней, ограждая и души ихъ и тѣла во Святомъ Духѣ. Ему слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Славянскій переводъ перефразируетъ это слово μη αυϑαδη еще двумя другими: не дерзу, не напрасливу, потому они и стоятъ въ скобахъ.
[2] По другому чтенію называются Гаватами.
[3] Слѣдующія слова: покоряющимся своимъ мужемъ, въ текстѣ бл. Ѳеофилакта опущены.
[4] Слѣдующее слово: нетлѣніе — опущено у бл. Ѳеофилакта.
[5] Вмѣсто: осуждены у Лук. 23, 40 ст. читается: осужденъ еси.

Печатается по изданію: Блаженнаго Ѳеофилакта, архiепископа Болгарскаго, Толкованiя на посланiя св. ап. Павла къ Титу и Филимону. – Пятый выпускъ Патрологическаго отдѣла журнала «Православный собесѣдникъ» за 1898 годъ. – Казань: Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1898. – С. 3-30.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0