Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ПОСЛѢ XV ВѢКА

Свт. Илія (Минятій), еп. Керникскій и Калавритскій († 1714 г.)
8. Слово въ недѣлю Пасхи.

Возрадовашася убо ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 20).

Сорадуюсь и я съ вами, божественные ученики воскресшаго Владыки. Сорадуются съ вами всѣ хрістоносные народы, узрѣвшіе, наконецъ, немерцающій свѣтъ свѣтоноснаго дня воскресенія. Радуются горѣ треблаженные лики и, окруживъ престолъ Царя Силъ, Ангели мира, поютъ Ему побѣдную пѣснь. Радуется низу самый адъ и весь сіяетъ отъ свѣтлаго явленія восшедшаго Солнца славы, приносящаго невечерній день жизни горестнымъ прародителямъ. Радуется свѣтло одѣянная невѣста Хрістова, Церковь, и съ веселіемъ привѣтствуетъ Жениха, исшедшаго изъ гроба, какъ изъ чертога. Самая Голгоѳа измѣнила свой видъ: она была ужаснымъ мѣстомъ плачевнаго событія и стала славнымъ зрѣлищемъ всемірнаго веселія. Крестъ, копіе, вѣнецъ терновый, жестокія орудія ужасныхъ страданій, боголѣпно украшаютъ торжество Божественнаго Побѣдителя. Гробъ, горестное обиталище прежняго тлѣнія, теперь явился живоноснымъ чертогомъ нетлѣнія; раны, виновницы смерти, стали источниками безсмертной жизни. Возрадовашася убо ученицы, видѣше Господа (Іоан. 20, 20). Возрадуемся же и мы, торжествующіе слушатели, и восхвалимъ богоданную благодать славнаго Хрістова Воскресенія.

Когда заключились врата рая, изъ котораго былъ изгнанъ человѣкъ, тотчасъ отверзлись врата ада, которыми вошла въ міръ смерть, вошла вмѣстѣ съ проклятіемъ и тлѣніемъ. Она, какъ тираннъ, воцарилась надъ несчастнымъ человѣческимъ родомъ, который съ трудомъ и страданіемъ несъ тяжелое иго и неизмѣнно расплачивался собственной жизнью за тягчайшій долгъ. Но какъ Адамъ первый изъ всѣхъ людей согрѣшилъ, такъ онъ долженъ былъ первымъ и умереть. И все таки раньше всѣхъ и самого Адама умеръ праведный и невинный Авель, убитый завистливымъ братомъ, Каиномъ. Развѣ не было справедливо, чтобы какъ оть Адама начался грѣхъ, такъ отъ него же началась и смерть, а не оть Авеля? Братіе, каждое царство только тогда и устойчиво, когда оно основано на справедливости. Если царитъ справедливостъ, и начало царства твердо, и пребываніе его вѣчно. Наоборотъ, царство не прочно, если оно несправедливо, и очень кратковременно, если оно живетъ насиліемъ. Если оно начинается несправедливостью, его начало шатко, и если держится насиліемъ — близокъ конецъ его. Конечно, несправедливое непрочно и насильственное неустойчиво. Теперь посмотрите на высокое дѣло человѣколюбнаго промышленія Божія. Богъ попустилъ — и первымъ умеръ не Адамъ, который первымъ согрѣшилъ, что было бы справедливо, — а невинный Авель. Вотъ, царство смерти началось несправедливостью и потому начало его шатко. Авель не только первымъ умеръ, но (въ добавокъ) неестественной, насильственной смертію, убитый братомъ. Такъ царство смерти, начавшее съ несправедливости, привлекло къ себѣ на помощь и насиліе, и потому стало близко къ концу. Итакъ въ мірѣ воцарилась смерть, но царство ея было несправедливо и насильственно, а потому нетвердо и кратковременно. Это мысль Аѳанасія Великаго въ его 61 вопросоотвѣтѣ. «Если бы Адамъ умеръ первымъ, то смерть имѣла бы твердое основаніе, ибо первымъ унесла согрѣшившаго. Но такъ какъ она первымъ приняла несправедливо убитаго, то царство ея шатко и слабо». Съ самаго начала обнаружилось, что смерть, хотя и тираннъ, все же не имѣетъ свободной царской власти надъ человѣческимъ родомъ. Изъ рукъ ея ускользнулъ Енохъ, преложенный живымъ; избѣжалъ ея Илія, на огненной колесницѣ взошедшій на небо. Илія же избавилъ отъ власти смерти сына вдовы Сарептской, а ученикъ Его Елисей — сына Суманитянки. Въ послѣдокъ дней пришелъ воплотившійся Сынъ Божій, Господь живыхъ и мертвыхъ, страшный истребитель смерти и открылъ ей всю ея слабость. Онъ однимъ словомъ отнялъ у нея дочь Іаира, уже умершую, и какъ отъ сна, воскресилъ ее къ жизни; отнялъ сына вдовы, котораго уже несли на одрѣ ко гробу, и возбудилъ его однимъ прикосновеніемъ руки; отнялъ у смерти Лазаря, котораго адъ уже 4 дня держалъ въ узахъ, — и однимъ возгласомъ исторгнулъ его изъ тлѣнія; отнялъ столько тѣлесъ усопшихъ святыхъ, изведенныхъ отъ гробовъ къ жизни, которыхъ (адъ) содержалъ уже отолько времени. Наконецъ (Господь) низложилъ тиранна, умертвилъ смерть, разрушилъ ея царство, когда тридневенъ славно воскресъ отъ мертвыхъ. Потомки Адама, мы всѣ, какъ птицы, были въ той роковой несчастной сѣти, которую смерть держала повсюду протянутой. Въ эту же сѣть предалъ Себя и Богочеловѣкъ Іисусъ, воспріявъ вольную смерть. Но Онъ предалъ Себя съ Божественной Своей силой, разорвалъ сѣть и по славномъ Своемъ воскресеніи первый воспарилъ (на небо) и спасъ и насъ отъ власти смерти. Сѣть сокрушися и мы избавлени быхомъ, помощь наша во имя Господа (Псал. 123, 7-8). Мы спасены и больше ужь не плѣнники смерти. Мы смотримъ на нее и уже не боимся ея свирѣпаго вида. До воскресенія Хріста смерть была страшна для человѣка. По воскресеніи Хрістовомъ человѣкъ сталъ страшенъ для смерти. Съ тѣхъ поръ какъ воскресшій Іисусъ побѣдилъ смерть, ее смѣло презираютъ ученики Хрістовы. Изъ среды мучениковъ даже малыя дѣти и юныя дѣвы смѣются надъ нею. Вотъ даръ воскресшаго Владыки, преимущество славнаго воскресенія. Воскресъ Хрістосъ и умерщвлена смерть. Воскресъ Хрістосъ и разрѣшилось тлѣніе. Воскресъ Хрістосъ и возсіяло безсмертіе. Воскресъ Хрістосъ и паки отверзся рай. Смерть, гдѣ теперь твое жало? Адъ, гдѣ твоя побѣда? Какъ смертные, мы падаемъ, но какъ безсмертные воскресаемъ. Мы заключаемся въ темницу мрачной могилы, но и туда проникаеть и оживотворяетъ насъ блаженный свѣтъ Владычняго возстанія. Мы ждемъ смерти, но предвидимъ безсмертную жизнь, залогъ чего намъ дало воскресеніе Спасителя.

Хрістосъ воскресе!

Вышній побѣдитель смерти, вѣчный женихъ душъ нашихъ, Божественнѣйшій Іисусе, къ Тебѣ обращается языкъ мой, къ Тебѣ утренюетъ духъ мой, къ Тебѣ обращаю души этихъ желанныхъ моихъ слушателей. Туда, гдѣ я посѣялъ сѣмя евангельской Твоей истины, ниспосли изобильный дождь Твоей Божественной благодати, чтобы произросъ плодъ спасенія. Прими, Божественное Слово, мои слова, какъ мысленную жертву, приносимую въ славу святаго Твоего имени во спасеніе моей грѣшной души и всего этого собранія. Явись мысленно и возвесели насъ свѣтомъ славнаго Твоего воскресенія. И если даже найдешь заключенными двери сердца нашего, пройди все-таки туда внутрь, какъ Ты прошелъ сквозь заключенныя двери къ Твоимъ ученикамъ, и вдохни тамъ благодать Святаго Твоего Духа и Божественнаго Твоего мира. Скажи намъ еще разъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22), миръ вамъ (Іоан. 20, 19).

Произнесено въ славномъ гор. Навпліи въ каѳедральномъ соборѣ святѣйшей Митрополіи въ 1714 году.

Источникъ: Проповѣди Святителя Иліи Минятія Кефалонитскаго (Епископа Керникскаго и Калавритскаго). — Изданіе Св.-Тр. Сергіевы Лавры. — СТСЛ: Собственная типографія, 1902. — С. 98-101.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0