Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ACTA MARTYRUM И ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Окружное посланіе Смирнской Церкви о мученичествѣ св. Полѵкарпа. [1]

Церковь Божія въ Смирнѣ, Церкви Божіей въ Филаделфіи и всѣмъ повсемѣстнымъ обителямъ Святыя и Каѳолическія Церкви: Богъ Отецъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ да умножитъ вамъ милость, миръ и любовь.

1. Мы написали къ вамъ, братія, о мученикахъ и блаженномъ Полѵкарпѣ, который мученичествомъ своимъ какъ бы запечатлѣлъ гоненіе. Ибо кажется, все, что произходило прежде, произходило для того, что угодно было Господу показать намъ свыше, каково должно быть мученичество по духу Евангелія. Онъ, подобно Господу, ожидалъ страданія до тѣхъ поръ, пока не былъ преданъ, дабы и мы подражали ему въ томъ, имѣя въ виду не одно собственное благо, но и благо ближнихъ. Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасенія не себѣ только, но и всѣмъ братіямъ.

2. Блаженны и славны всѣ мученичества, совершившіяся по волѣ Божіей. Ибо мы, какъ благочестивые, должны приписывать власть Богу надъ всемъ. Кто не удивится мужеству мучениковъ, ихъ терпѣнію и любви ко Господу? Разсѣкали ихъ бичами такъ, что даже до внутреннихъ жилъ видѣнъ былъ составъ ихъ тѣла: но они терпѣли. Даже стоящіе около ихъ отъ жалости плакали, а они были столь мужественны, что ни одинъ изъ нихъ не вскрикнулъ, и не возстеналъ. Симъ показали они всѣмъ намъ, что мученики Христовы во время мученія своего были внѣ тѣла, или паче Господь, представъ имъ, бесѣдовалъ съ ними. Устремляя вниманіе ко благодати Христовой, они презирали мірскія казни, и такимъ образомъ однимъ часомъ искупляли себя отъ муки вѣчной. Огонь безчеловѣчныхъ мучителей былъ для нихъ прохладенъ; поелику они имѣли въ виду, что избѣгнутъ чрезъ сіе огня вѣчнаго и неугасимаго; и очами сердечными взирали на соблюдаемыя страдальцамъ блага, которыхъ ухо не слыхало, око не видало, и которыя на сердце человѣку не всходили (1 Кор. 2, 9), но которыя имъ показуемы были отъ Господа, такъ какъ они уже были Ангелы, а не человѣки. Подобнымъ образомъ и тѣ, которые осуждаемы были на снѣденіе звѣрямъ, претерпѣвали многія тяжкія страданія, бывъ простерты на остріяхъ и изтязуемы другими различными мученіями, продолжительностію коихъ мучитель хотѣлъ, ежели то возможно, довесть ихъ до отреченія.

3. Много злоумышлялъ противъ нихъ діаволъ: но, благодареніе Богу! не всѣхъ онъ одолѣлъ. Мужественнѣйшій Германикь подкрѣпилъ ихъ въ робости своимъ терпѣніемъ. Онъ славно сразился со звѣрями; ибо когда Проконсулъ, желая уговорить его, сказалъ: пожалѣй о своемъ возрастѣ: то онъ насильно обратилъ на себя звѣря, желая скорѣе удалиться отъ неправеднаго и беззаконнаго образа ихъ жизни. Потому самому все множество народа, удивясь мужеству Боголюбиваго и благочестиваго рода Христіанскаго, возопило: казнитъ безбожныхъ! искать Полѵкарпа!

4. Но нѣкто Квинтъ Фригіянинъ, недавно прибывшій изъ Фригіи, увидѣвъ звѣрей убоялся. А это былъ тотъ, который возбудилъ самъ себя и нѣкоторыхъ другихъ идти самовольно на мученіе. Проконсулъ послѣ многихъ убѣжденій, склонилъ его поклясться и принести жертву. Посему, братія, мы не одобряемъ тѣхъ, которые приходятъ самовольно, ибо Евангеліе не такъ учитъ.

5. Чудный же Полѵкарпъ, услышавъ о томъ, не смутился, а хотѣлъ остаться въ городѣ. Но поелику многіе просили его удалиться; то онъ и улалился въ одну деревеньку, отстоящую недалеко отъ города, и, живя тамъ съ немногими, днемъ и ночью ничего болѣе не дѣлалъ, какъ только молился за всѣхъ и за всѣ Церкви въ мірѣ, какъ-то поступалъ онъ обыкновенно. За три дня до того, какъ онъ былъ схваченъ, во время молитвы было ему видѣніе. Видѣлось ему, что возглавіе его горѣло огнемъ. Тогда обратясь къ бывшимъ съ нимъ, онъ сказалъ пророчески: меня сожгутъ живаго.

6. Когда продолжали искать его, онъ перешелъ въ другую деревеньку. Вдругъ явились тамъ искавшіе его, но не найдя, схватили двухъ мальчиковъ, изъ которыхъ одинъ подъ пыткою принужденъ былъ открыть. Да и невозможно было ему скрыться; потому что предателями его были домашніе. Иринархъ (блюститель благочинія), или по другому названію Клирономъ (начальникъ по жребію), именемъ Иродъ, спѣшилъ вывести Полѵкарпа на поприще, дабы совершить ему собственный жребій, и содѣлаться общникомъ Христу, а предателямъ его понести казнь Іудину.

7. И такъ, взявъ съ собою онаго мальчика, въ пятницу около обѣда преслѣдователи и всадники вышли съ обыкновеннымъ своимъ оружіемъ, и пошли на него, какъ будто на разбойника. Пришедши же вмѣстѣ въ вечернее время нашли его лежащаго въ нѣкоторомъ верхнемъ жильѣ. Онъ могъ удалиться и оттуда въ другое мѣсто, но не захотѣлъ, сказавъ: да будетъ воля Господня! И такъ услышавъ, что пришли, онъ сошелъ и разговаривалъ съ ними. Пришедшіе дивились его лѣтамъ, и твердости духа, и нѣкоторые изъ нихъ сказали: къ чему было столько заботиться, чтобъ схватить такого старца? Немедленно приказалъ онъ предложить имъ пить и ѣсть, сколько имъ хотѣлось, и просилъ ихъ, дать ему нѣсколько времени помолиться безпрепятственно. Когда они согласились: то онъ всталъ и молился, бывъ исполненъ благодатію Божіею, такъ что въ продолженіи двухъ часовъ не могъ умолкнуть. Слышавшіе дивились, а многіе раскаивались, что пошли противъ такого Божественнаго старца.

8. Когда же онъ окончилъ молитву, воспомянувъ всѣхъ когда-либо съ нимъ обращавшихся, малыхъ и большихъ, славныхъ и не славныхъ и всю Каѳолическую по вселенной Церковь, и когда наступило время отправиться; тогда посадивъ его на осла, повезли въ городъ, что было въ великую субботу. На дорогѣ встрѣтили его Иринархъ Иродъ и отецъ его Никита. Они пересадили его въ свою коляску, и сидя съ нимъ; увѣщавали его и говорили: что худаго, если скажешь: Государь Кесарь! если принесешъ жертву, и тому подобное, и такимъ образомъ останешся въ живыхъ? Онъ сначала не отвѣчалъ, а потомъ, когда они настоятельно уговаривали, сказалъ: я не намѣренъ поступить по вашему совѣту. Когда же не удалось имъ уговорить его, то начали ругать его, и сбросили съ коляски съ такою силою, что онъ упавши, вывихнулъ ногу. Но онъ, не обращая на сіе вниманія, какъ будто ничего непріятнаго съ нимъ не случилось, поспѣшно продолжалъ путь на поприще, куда веденъ былъ. Тамъ сдѣлался такой шумъ, что даже никого нельзя было разслышать.

9. Тогда, какъ Полѵкарпъ вступалъ на поприще, былъ съ неба гласъ: крѣпись и мужайся Полѵкарпъ! Того, кто говорилъ сіе, никто не видѣлъ, но гласъ бывшіе тутъ изъ нашихъ слышали. Когда привели его, произошелъ большой шумъ у тѣхъ, которые слышали, что Полѵкарпъ пойманъ. Какъ скоро привели его, то Проконсулъ спросилъ: ты ли Полѵкарпъ? и, получивъ утвердительный отвѣтъ, убѣждалъ его къ отреченію словами: побереги свою старость, говоря и другое тому подобное по своему обыкновенію: клянись счастіемъ Кесаря, раскайся, скажи: казнь безбожнымъ! Но Полѵкарпъ, съ важнымъ видомъ посмотрѣвъ на толпу находившихся на поприщѣ беззаконныхъ язычниковъ, указалъ на нихъ рукою, и, со вздохомъ воззрѣвъ небо, сказалъ: казнь безбожнымъ! Проконсулъ настоялъ и говорилъ: поклянись, и отпущу тебя; хули Христа. Но Полѵкарпъ отвѣчалъ: уже восемьдесятъ шесть лѣтъ служу Ему, и Онъ ничемъ не обидѣлъ меня: какъ же могу хулить Царя моего, Который спасъ меня?

10. Проконсулъ продолжалъ говорить: поклянись счастіемъ Кесаревымъ! Но онъ отвѣчалъ: ежели ты по тщеславію хочешь, чтобы я поклялся Кесаревымъ, какъ говоришь, счастіемъ, и притворяешся незнающимъ, кто я: то слушай, я объявляю открыто: я Христіанинъ! Если же хочешь узнать ученіе Христіанское, назначь день и послушай. Проконсулъ сказалъ проси у народа! Полѵкарпъ отвѣчалъ: я тебя только удостаиваю отвѣта. Ибо насъ учили начальникамъ и властямъ, постановленнымъ отъ Бога, воздавать приличную и безвредную для насъ честь (ср. Рим. 13, 1), а ихъ я считаю недостойными того, чтобы давать имъ отчетъ.

11. Проконсулъ ему сказалъ: у меня есть звѣри; имъ отдамъ тебя, если не перемѣнишь мысли. Полѵкарпъ отвѣчалъ: потребуй ихъ; ибо у насъ хорошихъ мыслей не перемѣняютъ на худыя. Хорошо обращаться отъ зла къ правдѣ. Проконсулъ продолжалъ: когда не боишся звѣрей, то я велю тебя сжечь огнемъ, ежели не перемѣнишь мысли. Полѵкарпъ отвѣчалъ: ты грозишь огнемъ, который часъ горитъ, и потомъ угасаетъ, потому что тебѣ не извѣстенъ огнь будущаго суда, и вѣчной казни, который уготованъ нечестивымъ. Но что медлишь? Дѣлай, что намѣренъ.

12. Говоря сіе и много подобнаго, онъ исполнился смѣлости и радости; лице его исполнено было благодати, такъ что онъ не только не смутился отъ того, что ему говорили, но напротивъ того Проконсулъ пришелъ въ изумленіе, и послалъ своего провозвѣстника трижды провозгласить на срединѣ поприща: Полѵкарпъ объявилъ себя Христіаниномъ. Когда сіе было сказано провозвѣстникомъ, то все множество язычниковъ и Іудеевъ, живущихъ въ Смирнѣ, съ неукротимымъ гнѣвомъ, громкимъ голосомъ возопило: это учитель нечестія, отецъ Христіанъ, истребитель нашихъ боговъ, который многихъ учитъ не приносить жертвъ и не покланяться богамъ. Говоря сіе, они подняли крикъ, и просили Асіарха Филиппа, чтобы выпустилъ льва на Полѵкарпа. Филиппъ отвѣчалъ, что ему нельзя сего сдѣлать; потому что бой со звѣрьми уже кончился. Тогда вздумалось имъ закричать въ одинъ голосъ: сжечь Полѵкарпа! ибо надлежало исполниться тому; что показано было ему въ видѣніи возглавія, которое во время молитвы онъ видѣлъ горящимъ, и, обратясь къ бывшимъ съ нимъ вѣрнымъ, сказалъ пророчески: меня сожгутъ живаго.

13. Сіе скорѣе было исполнено, нежели сказано. Народъ немедленно набралъ дровъ и хворосту съ дворовъ и бань, въ чемъ съ особенною готовностію помогали Іудеи, по своему обыкновенію. Когда готовъ былъ костеръ: то Полѵкарпъ снялъ съ себя всѣ одежды, и, развязавъ свой поясъ, началъ и разуваться, чего прежде самъ не дѣлалъ; потому что всякій разъ каждый изъ вѣрныхъ наперерывъ спѣшилъ коснуться его тѣла. Ибо ему за доброе житіе и прежде мученичества воздаваемо было всякое почтеніе. Немедленно разложены были орудія, принадлежащія къ костру. Когда же хотѣли его и пригвоздить къ оному, то онъ сказалъ: оставьте меня такъ. Ибо Тотъ, кто даетъ мнѣ силы терпѣть огонь, дастъ силы, и безъ вашихъ гвоздей, быть на кострѣ неподвижнымъ.

14. Посему они не пригвоздили его, однакоже связали. И такъ онъ положивъ руки назадъ, и бывъ связанъ подобно овну, избранному изъ великаго стада, уготованному въ жертву, во всесожженіе пріятное Богу, воззрѣлъ на небо и сказалъ: «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленнаго и благословеннаго Сына Твоего, Іисуса Христа, посредствомъ Котораго мы получили познаніе о Тебѣ! Боже Ангеловъ и Силъ и всякаго созданія, и всякаго рода праведныхъ, живущихъ предъ Тобою! благословляю Тебя, что Ты удостоилъ меня въ сей денъ и часъ, принять участіе въ числѣ мучениковъ Твоихъ и въ чашѣ Христа Твоего, для воскресенія въ жизнь вѣчную душею и тѣломъ въ нетлѣніи Святаго Духа. Пріими меня между ними въ жертву тучную и благопріятную предъ Тобою, какъ Самъ Ты, неложный и истинный Боже, предуготовалъ, предвозвѣстилъ и совершилъ. За сіе и за все хвалю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, купно съ вѣчнымъ и пренебеснымъ Іисусомъ Христомъ, возлюбленнымъ Твоимъ Сыномъ, съ Которымъ Тебѣ и Святому Духу слава и нынѣ и въ будущіе вѣки. Аминь».

15. Когда онъ произнесъ аминь, и окончилъ молитву, тогда служившіе при кострѣ разожгли огонь. Когда же огонь сильно разгорѣлся, то мы увидѣли великое чудо, мы, которымъ дано было видѣть, которые и сохранены для того, чтобы произшедшее пересказать прочимъ. Огонь, принявъ видъ свода, подобно корабельному парусу, надутому вѣтромъ, стоялъ вокругъ тѣла мученика, и оно, находясь въ срединѣ, было не какъ тѣло сожигаемое, но какъ пекущійся хлѣбъ или какъ золото и серебро разжигаемое въ горнѣ. Мы чувствовали такое благоуханіе, какъ бы пахло ладаномъ или другимъ драгоцѣннымъ ароматомъ.

16. Наконецъ беззаконные, видя, что тѣло его не можетъ быть сожжено огнемъ, велѣли подойти исполнителю казни и вонзить въ него кинжалъ. Когда онъ сіе здѣлалъ, то вылетѣлъ голубь, и кровь текла въ такомъ множествѣ, что погасила огонь, и весь народъ съ удивленіемъ видѣлъ, какое различіе между невѣрными и избранными, изъ коихъ былъ и сей чудный мученикъ Полѵкарпъ, бывшій въ наши времена учителемъ, въ духѣ Апостольскомъ и Пророческомъ, и также Епископомъ Смирнской каѳолической Церкви. Ибо всякое слово, которое онъ произнесъ своими устами, или уже сбылось, или сбудется.

17. Но когда завистникъ, мучитель и злобный противникъ рода праведныхъ, увидѣлъ величіе мученичества его, и безпорочное отъ самаго начала житіе его; когда увидѣлъ, что онъ увѣнчанъ вѣнцемъ нетлѣнія, и получилъ непрерѣкаемую награду, то приложилъ усиліе, чтобы и мощи его не были взяты нами, хотя многіе желали сіе сдѣлать и прикоснуться святому его тѣлу. Онъ вложилъ Никитѣ, отцу Иродову, брату Алки, мысль, просить Проконсула, чтобы онъ не отдавалъ тѣла его на погребеніе; дабы мы, какъ говорилъ онъ, оставивъ Распятаго, не начали покланяться ему. Это сказано было по внушенію и настоянію Іудеевъ, которые наблюдали и за нами, когда мы намѣревались взять его изъ огня. Не понимаютъ, что намъ никакъ нельзя оставить Христа, Который пострадалъ для спасенія всѣхъ, спасаемыхъ въ мірѣ, непорочный за грѣшниковъ; и нельзя покланяться кому-либо другому. Ибо мы покланлемся Ему, какъ Сыну Божію; а мучениковъ, какъ учениковъ и подражателей Господнихъ достойно любимь за непобѣдимую приверженность къ своему Царю и Учителю. Да дастъ Богъ и намъ быть ихъ общниками и соучениками!

18. Сотникъ, видя сопротивленіе Іудеевъ, положилъ тѣло въ огонь и сжегъ. Послѣ сего мы взяли кости его, которыя превосходнѣе дорогихъ камней и лучше золота, и положили, гдѣ слѣдовало. Туда, какъ только можно будетъ, мы будемъ собираться, и Господь дастъ намъ съ веселіемъ и радостію провождать день мученическаго рожденія его, въ память подвизавшихся, и въ наставленіе и приготовленіе для будущихъ подвижниковъ.

19. Таковы приключенія блаженнаго Полѵкарпа. Хотя онъ вмѣстѣ съ Филадельфійскими, былъ двенадцатый мученикъ въ Смирнѣ, но его одного только всѣ помнятъ, такъ что и язычники во всякомъ мѣстѣ говорятъ объ немъ. Онъ былъ не только знаменитый учитель, но и отличный мученикъ, котораго мученичеству, совершившемуся по Евангелію Христову, всѣ подражать желаютъ. Ибо онъ, терпѣніемъ побѣдивъ беззаконнаго начальника, и такимъ образомъ возпріявъ вѣнецъ нетлѣнія, веселится нынѣ съ Апостолами и всѣми праведниками, славитъ Бога и Отца, и благословляетъ Господа нашего, вождя душъ и тѣлесъ нашихъ и пастыря вселенской каѳолической Церкви.

20. Вы просили, чтобъ мы подробнѣе описали произшедшее: но мы нынѣ вкратцѣ сообщаемъ вамъ о томъ чрезъ брата нашего Марка. Узнавъ о семъ, перешлите наше посланіе далѣе къ братіямъ, дабы и они прославили Господа, Который изъ рабовъ своихъ дѣлаетъ себѣ избранныхъ, и всѣхъ насъ можетъ ввести благодатію и даромъ своимъ въ вѣчное свое царство, посредствомъ Единороднаго Сына Своего Іисуса Христа: Которому слава, честь, держава и величіе во вѣки! аминь.

Привѣтствуйте всѣхъ святыхъ. Привѣтствуютъ васъ находящіеся съ нами, и Еварестъ со всѣмъ домомъ своимъ, который и писалъ сіе.

21. Пострадалъ же блаженный Полѵкарпъ во вторый день мѣсяца Ксанѳика за семь дней до календъ Апрѣля, въ великую субботу, въ осьмомъ часу. Схваченъ онъ Иродомъ, при первосвященникѣ Филиппѣ Тралліанѣ, при Проконсулѣ Стратіи Квадратѣ, въ царствованіе же вѣчное Іисуса Христа: Которому слава, честь, величіе и вѣчный престолъ изъ рода въ родъ! Аминь.

22. Желаемъ вамъ, братія, укрѣпляться и поступать по Евангельскому слову Іисуса Христа, съ Которымъ слава Богу и Отцу и Святому Духу за спасеніе святыхъ избранныхъ! Подобно тому, какъ совершилъ мученичество блаженный Полѵкарпъ, да обрѣтемся и мы по слѣдамъ его въ царствѣ Іисуса Христа.

23. Сіе со списка Иринея, ученика Полѵкарпова, списалъ Гаій, который былъ знакомъ съ Иринеемъ. Я же Сократъ писалъ сіе въ Коринѳѣ со списка Гаіева. Благодать да будетъ со всѣми!

24. А послѣ того я Піоній снова переписалъ, нашедши списки по откровенію явившагося мнѣ Полѵкарпа, о чемъ скажу въ послѣдствіи. Собралъ же я оные списки уже почти изтлѣвшіе отъ времени: да обрѣтетъ и меня съ избранными своими Господь Іисусъ Христосъ: Которому да будетъ слава, со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Переведено съ Клерикова изданія Писаній святыхъ отцевъ Апостольскаго времени. При переводѣ Посланія Смирнской Церкви принято было въ соображеніе и Данцово изданіе сего посланія, вышедшее въ 1818 году въ Іенѣ.

Источникъ: Окружное посланіе Смирнской Церкви о мученичествѣ св. Полѵкарпа. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Медицинской типографіи. — 1821 г. — Часть I. — С. 125-141.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0