Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ACTA MARTYRUM И ЖИТIЯ СВЯТЫХЪ

Мученичество св. Ѳеклы, Маріи, Марѳы, Маріи и Амы, дѣвицъ, посвятившихъ себя на служеніе Богу.

(Годъ царствованія Сапора II, Царя Персидскаго 37, гоненія на христіань 7, отъ Р. Xр. 346).

Въ одно почти время съ пресвитеромъ Іаковомъ взятъ былъ, по повелѣнію Нарсеса Там-Сапора, нѣкто Павелъ, пресвитеръ города Касціада. Поводомъ къ обвиненію его было великое его богатство. Къ Павлу посланы были воины. Они окружили домъ его, заключили его въ оковы, и взяли съ собою деньги его.

Вмѣстѣ съ нимъ въ семъ же городѣ взяты были: Ѳекла, Марія, Марѳа, Марія и Ама, дѣвицы, посвятившія себя на служеніе Богу. Ихъ всѣхъ заключили въ одну темницу. Павелъ первый представленъ былъ на судъ. Там-Сапоръ сказалъ ему: «если ты исполнишь повелѣніе Царя и будешь покланяться солнцу; я освобожу тебя и возвращу тебѣ твои деньги. Нечестивый человѣкъ, сынъ геенны, Павелъ согласился исполнить волю царя, обѣщалъ сдѣлать и исполнилъ все то, что ему было приказано. Столько-то онъ былъ пристрастенъ къ деньгамъ, отъ которыхъ могъ ждать только вѣчной погибели. Впрочемъ Там-Сапору весьма непріятно было, что Павелъ оставилъ христіанскую вѣру: ибо онъ лишался имѣнія его. Почему требовалъ отъ Павла, чтобы онъ своими руками умертвилъ святыхъ дѣвъ. Там-Сапоръ думалъ, что Павелъ, почитая требованіе его безчестнымъ и постыднымъ, не согласится исполнить его. Такимъ образомъ онъ надѣялся имѣть предлогъ удержать у себя его деньги. Онъ велѣлъ привести къ себѣ святыхъ дѣвъ. Посмотрѣвъ на нихъ сурово, сказалъ имъ: «если вы не послушаетесь царскаго указа, не принесете божескаго поклоненія солнцу, и не захотите вступить въ бракъ, то я осужу васъ на смерть, и скоро прикажу исполнить надъ вами смертный приговоръ. Никто не избавитъ васъ отъ моей власти». Святыя дѣвы отвѣчали ему: «Гордый и высокомѣрный мучитель, напрасно ты устрашаешь насъ. Исполняй волю твою надъ нами. Для насъ нѣтъ ничего преступнѣе, какъ оставить Бога и Творца нашего, и исполнить твое приказаніе».

Нечестивый судія тотчасъ велѣлъ удалить ихъ изъ судилища и жестоко наказать розгами. Каждой дано было по сто ударовъ. Святыя дѣвы перенесли сіе наказаніе мужественно, и снова повторили слова свои судіи: «мы никогда не предпочтемъ солнца Богу. He хотимъ быть безумными вмѣстѣ съ вами. Вы предпочитаете тварь Творцу и обоготворяете оную».

Немедленно святыя дѣвы осуждены были на смерть. Мучитель приказалъ Павлу исполнить надъ ними смертный приговоръ. «Если ты своими руками, – сказалъ онъ ему, – умертвишь дѣвицъ, то, я возвращу тебѣ все твое имѣніе».

Но не было ничего, на что бы не могъ рѣшиться сей сребролюбивый человѣкъ. Имъ овладѣлъ тотъ же нечистый духъ, который вошелъ нѣкогда и въ Іуду предателя. Столько-то блескъ золота и сребра ослѣпилъ глаза его, что онъ по любви къ деньгамъ не усумнился предать душу свою явной погибели. Будучи подобенъ Іудѣ предателю и виновенъ въ одинаковомъ съ нимъ преступленіи, онъ имѣлъ одинаковый и конецъ съ нимъ: ибо онъ удавленъ. Можетъ быть и у него, какъ какъ у Іуды, разсѣлось чрево и выпали внутренности. Тотъ убилъ самаго Іисуса Христа, сей умертвилъ Его въ дѣвахъ, посвятившихъ себя на служеніе Богу: ибо Апостолъ говоритъ: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Оба умерли нечестивою и поносною смертію, и оба будутъ наказаны вѣчными мученіями мстительнаго правосудія Божія.

Павелъ, будучи ослѣпленъ сребролюбіемъ и обманутъ льстивыми словами мучителя, обѣщавшаго ему возвращеніе денегъ, обнажилъ мечь и приступилъ къ святымъ дѣвамъ. Онѣ, видя, что онъ приблизился къ нимъ для умерщвленія ихъ, обличали его и говорили ему: «Недостойный пастырь, какъ ты осмѣливаешься нападать на стадо свое и закалать овецъ? Что побудило тебя превратиться въ кровожаднаго волка и опустошать стадо свое? Мечь сей есть ли тотъ таинственный хлѣбъ, который умилостивляетъ Бога, и который мы недавно принимали изъ рукъ твоихъ? Это ли та животворная кровь, которую ты влагалъ въ уста наши? Мы не страшимся твоего меча. Онъ скоро доставитъ намъ спасеніе и вѣчную жизнь. Онъ приведетъ насъ къ Іисусу – наслѣдію нашему. Но тебя ожидаетъ соворшенно противная участь. Мы прежде тебя предстанемъ предъ лице Божіе, представимъ суду Его дѣло наше, и покажемъ Ему твое злодѣяніе противъ насъ. He думай, что судъ надъ тобою будетъ замедленъ. Правосудіе Божіе весьма скоро накажетъ тебя. Быть не можетъ, чтобы ты, будучи самымъ беззаконнымъ человѣкомъ, могъ долго оставаться въ живыхъ. Мы охотно подвергаемъ себя смерти за Того, за кого насъ осудили на оную. Но горе тому, кто насъ умерщвляетъ. Нечестивый, не медли исполнить мѣру твоихъ злодѣяній. Казнь, соотвѣтствующая твоей Богопротивной дерзости, весьма скоро постигнетъ тебя. He медли, безстыдный человѣкъ, умертвить насъ и освободи отъ сей жизни, чтобъ мы не могли видѣть, какъ ты будешь бороться съ роковою петлею и нисходить въ мѣсто вѣчнаго мученія».

Отступникъ и сынъ погибели приступилъ къ святымъ дѣвамъ и умертвилъ ихъ такъ, какъ бы хотѣлъ пріобрѣсти славу искуснаго палача. Рука нечестиваго убійцы не ослабѣла, хотя и не привыкла къ убійствамъ. Мечь отступника не былъ тупъ. Можетъ быть, онъ прежде изощрилъ его, предвидя, что ему должно будетъ обагрить его въ крови мученицъ. Можетъ быть, рука его укрѣлилась надеждою возвратить свои деньги. Онъ не чувствовалъ страха при семъ дѣйствіи, хотя прежде и не проливалъ человѣческой крови Лице его не покрылось стыдомъ, хотя множество предстоящаго народа взорами своими и показывало къ нему презрѣніе. Безъ сомнѣнія, въ семъ дѣлѣ его укрѣплялъ тотъ, кто посредствомъ Каина первый внесъ смерть въ человѣческій родъ, и о которомъ Господь нашъ говоритъ: вы отца вашего діавола есте. Онъ человѣкоубійца бѣ искони (Іоан. 8, 44).

Такимъ образомъ святыя дѣвы мужественно претерпѣли смерть за Іисуса Христа, и принесли себя Ему въ благовонную жертву. Они переселились къ Тому, который щедро наградитъ ихъ благочестіе, и украситъ ихъ безконечною небесного славою. Святыя дѣвы причислены къ собору мучениковъ въ шестой день луннаго мѣсяца Іюня.

Но не такова была участь Богоотступнаго пресвитера. Онъ, можетъ быть, не читалъ или не слышалъ, что Св. Писаніе говоритъ о томъ богатомъ человѣкѣ, у котораго былъ хорошій урожай въ полѣ. Богатый говорилъ себѣ: душе, имаши многа блага, лежаща на лѣта многа; почивай, яждь, пій, веселися. Но ему сказано было: Безумне, въ сію нощь истяжутъ душу твою отъ тебе: а яже уготовалъ ecu, кому будутъ? (Лук. 3, 19). Сіи послѣднія слова относятся и къ нашему пресвитеру. Ибо въ то самое время, какъ онъ увѣренъ былъ, что ему возвращены будутъ деньги, которыя онъ пріобрѣлъ неправдою, и за которыя пожертвовалъ спасеніемъ души своей, въ то самое время онъ погибъ неожиданно. Онъ умерщвленъ былъ въ наступившую ночь. Ибо судія опасаясь, чтобы онъ не сталъ жаловаться на него Царю, и не отнялъ у него своего имѣнія, призвалъ къ себѣ воиновъ, и приказалъ имъ умертвить Павла. Они ночью пришли въ темницу, чтобы народъ не зналъ о ихъ убійствѣ, и удавили Павла. Участь Іуды и Павла одинакова, такъ какъ одинаково ихъ и сребролюбіе. Но можетъ быть, Іуда достоинъ меньшаго осужденія, потому что показалъ нѣкоторые знаки раскаянія. Злодѣяніе такъ поразило его, что онъ самъ удавилъ себя. Но пресвитеръ не устыдился своими руками совершить преступленіе, не раскаялся въ ономъ, и не самъ себя умертвилъ, но былъ удавленъ насильственнымъ образомъ. Какое же должно быть наказаніе въ будущей жизни тому, кто безъ всякаго сожалѣнія, безъ пролитія слезъ, пролилъ невинную кровь? Всякое наказаніе, безъ сомнѣнія, будетъ ниже его злодеянія.

Печатается по изданiю: Мученичество св. Ѳеклы, Маріи, Марѳы, Маріи и Амы, дѣвицъ, посвятившихъ себя на служеніе Богу. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». СПб. – 1827 г. – Часть XXVII. – с. 88-95.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0