Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ACTA MARTYRUM И ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Мученичество Азада, царскаго евнуха, и весьма многихъ другихъ [1].

Годъ царствованія Сапора II царя Персидскаго — 32-й, гоненія на христіанъ — 2-й, отъ Р. Хр. — 341-й.

Такимъ образомъ всѣ охотно соглашались пролить потоки крови своей, и быстро стремились къ печальнымъ тѣнямъ смертнымъ. Будучи освящены знаменіемъ креста, они попрали гордость тирана и остались непобѣдимыми при всей жестокости мучителя, наполнившаго всѣ мѣста страхомъ, и какъ бы нечаянною бурею все ниспровергнувшаго.

Обнародованіе изданнаго имъ указа, подобно паденію страшной тучи града, сопровождаемой сильнымъ громомъ, положило преграду на пути спасенія и воспрепятствовало впредь идти по нему желающимъ. Стадо Христово, будучи устрашено симъ указомъ, сперва разсѣялось, потомъ опять собралось и умножилось. Собраніе его воодушевило малодушныхъ и укрѣпило слабыхъ. Сколь славно и свято стадо сіе! Оно мужественно противостояло всѣмъ усиліямъ мірской власти. Мучитель не достигъ своей цѣли. Ибо въ началѣ гоненія представлялись только сотни учениковъ Іисуса Христа, въ концѣ они собирались тысячами.

Отъ шестаго часа Страстной пятницы, которая тогда случилась въ 14-й день луннаго мѣсяца Апрѣля, и въ которую былъ изданъ указъ противъ христіанъ, до втораго воскреснаго дня Пятьдесятницы (до недѣли Антипасхи или св. Ѳомы), то есть, въ продолженіе десяти дней не переставали умерщвлять христіанъ. И такъ гоненіе началось въ пятницу. День сей препровождалъ мучениковъ къ той Великой субботѣ, о которой говоритъ апостолъ: Оставлено есть субботство и еще людемъ Божіимъ (Евр. 4, 9) и въ утро которой они всѣ воскреснутъ. Сколь славенъ сей часъ, съ котораго началось великое и знаменитое празднество мучениковъ! Будучи вторично освящены кровавымъ крещеніемъ, они навсегда освободились отъ власти грѣха. Тѣ, которые въ продолженіе Четыредесятницы постились и плакали о грѣхахъ своихъ, въ Царствѣ славы перестали печалиться, и наслаждаются неизреченною радостію, которая будетъ продолжаться вѣчно. О, блаженъ тотъ часъ, въ который носимые по волнамъ земной жизни, и обуреваемые различными напастями, вошли въ тихое пристанище, гдѣ ихъ спокайствіе не будетъ возмущаемо никакимъ попеченіемъ жизни сей — сего бурнаго и опаснаго моря! Блаженъ тотъ часъ, въ который призванные ко спасенію омыли грѣхи свои собственною кровію, и не имѣютъ нужды ни въ какомъ покаяніи, ни въ какихъ слезахъ! Блаженъ тотъ часъ, въ который мужи освободились отъ всѣхъ заботъ житейскихъ, въ который жены, оставивъ многотрудное искуство тканія, успокоились вѣчно! Рабы наконецъ спокойно могутъ проводить ночи свои, ибо никто уже не будетъ будить ихъ для исполненія приказаній господъ ихъ. Рабыни освободились наконецъ отъ страха и всѣхъ своихъ заботъ, и получили давно желаемое ими спокойсивіе.

Сколь жестокъ мечь тотъ, который поилъ насъ и враговъ нашихъ кровію нашею! Сколь безчеловѣченъ тотъ кинжалъ, который питалъ насъ и враговъ нашихъ тѣломъ нашимъ! Первый, упоивши гонителей нашихъ кровію, побудилъ ихъ отвергнуть истину; второй, пресытивъ ихъ тѣломъ нашимъ, принудилъ оставить человѣколюбіе. Господи Боже нашъ! Вторая смерть да будетъ мучителямъ нашимъ наказаніемъ, и геенна воздаяніемъ. Да будетъ адъ жребіемъ тѣхъ, которые находятъ удовольствіе въ пролитіи крови нашей. Да распадутся утучняющіеся плотію нашею! Обнажи мечь Твой, Господи, и мечу мучителя повели скрыться во влагалище. Яви гнѣвъ Твой, и укроти гнѣвь врага. Суди судящаго неправедно, и Твоею премудростію посрами судъ его. Повели нашимъ мученіямъ обратиться въ наше торжество. Жизнь да заступитъ мѣсто смерти. Іисусе, надежда наша, основаніе вѣры нашей и виновникъ спасенія нашего! Сотвори, да имя наше будетъ для всѣхъ любезно и славно.

Какъ скоро вездѣ разнесся слухъ о изданномъ отъ царя указѣ противъ христіанъ, они со всѣхъ сторонъ начали стекаться и требовать себѣ мученической смерти, какъ средства ко спасенію. Христіане были умерщвляемы наподобіе безсловесныхъ животныхъ. Начальники областей, до которыхъ скоро дошелъ слухъ сей, всѣ темницы наполнили христіанами, и ожидали безчеловѣчнаго царскаго повелѣнія, которое бы давало имъ право умертвить христіанъ. По своему безумію они находили въ томъ нѣкоторую славу. Вездѣ видны были тѣла убитыхъ, вездѣ представлялась смерть, кровь орошала землю, и адъ радовался о успѣхахъ своихъ предпріятій. Все сіе такъ скоро было производимо, что при одномъ исповѣданіи, имени Іисусъ-Христова, безъ всякаго предварительнаго изслѣдованія, вѣрные были умерщвляемы. Когда такимъ образомъ одинъ весьма близкій къ царю евнухъ скоро былъ умерщвленъ за имя Іисуса Христа, Царь, узнавши о семъ, пришелъ въ великое негодованіе, и сильно пораженъ былъ горестію. Почему снова издалъ указъ, чтобъ не всѣхъ вообще подвергать мученіямъ и смерти, но только тѣхъ, которые распространяютъ христіанское ученіе и почитаются учителями прочихъ.

Имена весьма многихъ мужей, женъ и дѣтей, которые были умерщвлены въ сіе время, не дошли до нашего свѣдѣнія, кромѣ тѣхъ, которые получили вѣнецъ въ самомъ городѣ. Особенно неизвѣстны имена тѣхъ, которые были умерщвлены въ отдаленныхъ странахъ государства. Многіе воины изъ царскаго войска получили также славу мученичества за исповѣданіе имени Іисусъ-Христова [3].

Примѣчанія:
[1] Всѣхъ мучениковъ, пострадавшихъ вмѣстѣ съ Азадомъ, по мнѣнію нѣкоторыхъ, было сто девяносто тысячъ (Vid. Ruinart. Acta Mart. sincera pag. 565-576.); по свидѣтельству Созомена (Hist. Eccl. lib. 2. cap. 16.), безчисленное множество; но по свидѣтельству греческаго мѣсяцослова, изданнаго Императоромъ Василіемъ Порфиророднымъ, только тысяча. Почему греческій мѣсяцословъ положилъ только одну тысячу, причина неизвѣстна. — Память св. Азада и другихъ съ нимъ пострадавшихъ мучениковъ Греко-Восточною Церковію празднуется 14 апрѣля. Кромѣ сего, память Азада совершается 17 апрѣля и 20 ноября.
[2] То есть, въ который преданъ смерти св. Симеонъ Варсавой — въ пятницу Страстной недѣли. Это видно какъ изъ сихъ, такъ и далѣе въ семъ описаніи находящихся, словъ св. Маруѳы. Св. Маруѳа далѣе говоритъ, что указъ противъ христіанъ изданъ былъ въ Страстную пятницу, которая была въ 14-й день луннаго мѣсяца Апрѣля. Но въ описаніи мученичества св. Симеона ясно сказано, что Гугсціатазадъ пострадаль за день прежде него, и именно въ четвертокъ Страстныя недѣли, который тогда былъ въ 13-й день луннаго мѣсяца Апрѣля. Поелику же мученичество св. Азада, какъ говоритъ св. Маруѳа, случилось въ 32-й годъ царствованія Сапора II, а между тѣмъ св. Симеонъ взятъ и заключенъ въ оковы въ 31-й годъ царствованія Сапора, то дабы согласить между собою слова св. Маруѳы, что указъ противъ христіанъ изданъ былъ въ 32-й годъ царствованія Сапора и вмѣстѣ въ тотъ же самый день, въ который умерщвленъ св. Симеонъ, надобно положить, что хотя св. Симеонъ и взятъ былъ 31 года царствованія Сапора, но умерщвленъ въ слѣдующемъ 32 году въ пятницу предъ Пасхой. Сіе подтверждается пасхальными таблицами, по которымъ пятница Страстныя недѣли, случившаяся въ 14-й день луннаго мѣсяца апрѣля, была не 31 года царствованія Сапора, или, что все то же, не 340 года по Р. X., но 32 года царствованія Сапора, или 341 по Р. X. И такъ Созоменъ (Hist. Eccl. Libr. 2. cap. 11 et 14). Никифоръ (Hist. Eccl. Libr. 8. cap. 37), и Кассіодоръ (Hist. Eccl. Libr. 3. cap. 2), несправедливо говорятъ, что Азадъ пострадалъ спустя годъ по смерти св. Симеона.
[3] Все сіе подтверждаетъ Созоменъ (Histor. Eccles. Libr. 2. cap. 11 et 14), Никифоръ (Histor. Eccl. Libr. 8. cap. 37), Кассіодоръ (Hist. Eccl. Libr. 3. cap. 2) и мѣсяцословъ греческій, изданный по повелѣнію Императора Василія Порфиророднаго, подъ четырнадцатымъ днемъ апрѣля.

Источникъ: Мученичество Азада, царскаго евнуха, и весьма многихъ другихъ. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи на 1827 годъ. — Часть XXV. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова и К°, 1839. — С. 223-231.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0