Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ACTA MARTYRUM И ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Мученичество св. епископа Нарсеса, ученика его Іосифа и другихъ сорока мучениковъ [1].

Годъ царствованія Сапора II, царя Персидскаго —34-й, гоненія на христіанъ — 4-й, отъ Р. Xр. — 343-й.

Св. Нарсесъ царю отвѣчалъ на сіе: «Твои льстивыя слова для насъ весьма непріятны, потому что ты притворною и коварною благосклонностію къ намъ хочешь низвести насъ со степени славы, на которой мы стоимъ, въ безславіе преходящей и скоротечной сей жизни. Если ты славу свою въ томъ полагаешь и тѣмъ гордишься, что все покорено твоей власти, что ты свободно можешь всѣмъ располагать и пользоваться, то ты еще не знаешь, что все сіе нѣкогда исчезнетъ предъ тобою, какъ сновидѣніе пробудившагося отъ сна человѣка, какъ утренняя роса при восходѣ солнца. Что касается до меня, то я уже старъ, мнѣ болѣе восмидесяти лѣтъ. И во всю жизнь свою постоянно и ревностно служилъ одному Богу, и теперь молю небо, чтобы оно отвратило отъ меня ужасное беззаконіе — оставленіе благочестія, измѣну Богу, предпочтеніе Ему твари, поклоненіе солнцу».

Царь на сіе сказалъ: «Кажется мнѣ, что вы предстали предо мной не въ добрый часъ. Если вы не исполните моего повелѣнія, я прикажу вести васъ скоро на казнь».

«Если бы ты, царь, лишивши теперь насъ жизни», — сказалъ ему Нарсесъ, — «могъ снова возвратить намъ оную, и, повторяя такимъ образомъ, могъ семь разъ лишить насъ жизни, и тогда бы ты не принудилъ насъ оставить Бога и оказать тебѣ повиновеніе».

Какъ скоро сказалъ сіе Нарсесъ, то онъ и ученикъ его осуждены были на смерть и отдано было приказаніе вести ихъ на мѣсто казни. Приказаніе сіе царь далъ, будучи въ лагерѣ, ибо онъ путешествовалъ, и въ семъ городѣ остановился въ лагерѣ, намѣреваясь вскорѣ продолжать путешествіе. Посему когда осужденные ведены были изъ лагеря на мѣсто казни, за ними послѣдовало множество народа, желая посмотрѣть на совершеніе казни. Когда Нарсесъ и Іосифъ приведены были на мѣсто смерти, и первый смотрѣлъ на окружающій его народъ, ученикъ его Іосифъ сказалъ ему: «Почтенный старецъ! Ты видишь, что народъ внимательно смотритъ на тебя и по обыкновенію ожидаетъ отъ тебя позволенія возвратиться въ домы свои, какъ и ты самъ возвращаешься въ домъ свой».

Старецъ, посмотрѣвъ весело на Іосифа, обнялъ, облобызалъ его и сказаль: «Блаженъ ты, Іосифъ. Ты избѣжалъ сѣтей міра сего и теперь съ радостію проходишь тѣсныя врата Царства небеснаго».

Немедленно послѣ сего Іосифъ преклонилъ выю свою подъ мечь палача, и въ тоже время святый старецъ послѣдовалъ ему. Они получили вѣнецъ мученичества въ 10-й день луннаго мѣсяца ноября.

Мученическою смертію умерли также: Іоаннъ [2], епископъ нѣкотораго Бетъ-Селевкійскаго города, умерщвленный въ замкѣ Бетъ-Гасцита, по приказанію Ардасцира, начальника Гадіабскаго; Сапоръ, также епископъ нѣкотораго Бетъ-Селевкійскаго города, скончавшійся въ темничномъ заключеніи. Впрочемъ когда темничные стражи донесли о смерти его главному начальнику темницы, онъ, не довѣряя имъ, приказалъ отсѣчь голову Сапору и принести ее къ себѣ, что немедленно и было исполнено; Исаакій, епископъ нѣкотораго Бетъ-Селевкійскаго города, побитый камнями въ лагерѣ, называемомъ Никаторою. Онъ побитъ вельможами Бетъ-Селевкійскими, которые только по имени назывались христіанами, и побуждены были къ сему тѣмъ же начальникомъ Гадіабскимъ; Исаакъ, пресвитеръ селенія Гулсары, побитый также камнями внѣ города Бетъ-Селевкійскаго, по приказанію областнаго начальника Адаргуснасафа; Папа, пресвитеръ нѣкотораго городка, называемаго Гелминъ, умерщвленный въ лагерѣ Галалъ намѣстникомь Гадіабскимъ; Уганалъ, юноша и церковнослужитель, побитый камнями отъ женщинъ. Женщины Бетъ-Селевкійскія, которыя впрочемь украшались христіанскимъ именемъ, были побуждены къ сему Гадіабскимъ намѣстникомъ.

Число сихъ блаженныхъ мучениковъ умножилъ Гугсціатазадъ Бетъ-Селевкійскій, евнухъ при дворѣ намѣстника Гадіабскаго. При семъ дворѣ былъ по нѣкоторому случаю Вартранъ, бывшій прежде пресвитеромъ въ городкѣ Салуканскомъ. Онъ оставилъ христіанскую религію, будучи обличенъ въ исповѣданіи оной царскими оруженосцами. Сему-то отступнику мучитель приказалъ умертвить Гугсціатазада; ибо сей благочестивый евнухъ, не смотря на повелѣніе царя, не хотѣлъ приносить Божескаго поклоненія солнцу. Когда Вартранъ пришелъ къ Гугсціатазаду для исполненія приказанія намѣстника, Гугсціатазадъ, увидѣвъ его, ужаснулся и сказалъ ему: «неужели ты, будучи почтенъ саномъ пресвитера, пришелъ умертвить меня? Но нѣтъ, я обманулся. Ты не пресвитеръ. Исполняй, несчастный, намѣреніе свое. Ты точно также не получилъ пользы отъ священства своего, какъ Іуда отъ апостольства. Теперь очевидно, что сатана вселился въ сердце твое, чтобъ посредствомъ тебя исполнять свои дѣла». Дерзкій и нечестивый пресвитеръ своими руками удавилъ Гугсціатазада.

Прочіе мученики были изъ числа не принадлежащихъ къ духовному сословію, именно Сасанесъ, Маресъ, Тимей и Заронъ изъ городка Ласціума. Они въ оковахъ приведены въ область Гузитскую, и по повелѣнію царя Сапора запечатлѣли смертію исповѣданіе христіанской вѣры. Также благородная женщина Багута, не принадлежащая къ церковному сословію, родомъ изъ нѣкотораго Бетъ-Селевкійскаго города, была умерщвлена противъ своего дома, по приказанію намѣстника Адаргуснасафа. Примѣру Багуты послѣдовали дѣвицы Ѳекла и Данаха родомъ изъ того же города, умерщвленныя тѣмъ же намѣстникомъ. Сверхъ сего Бетъ-Селевкійскія дѣвицы Татона, Мама, Мазакія и Нипа, будучи выведены внѣ лагеря Буркаты, иначе называемаго Герварою, были преданы смерти по повелѣнію намѣстника.

Земля, орошенная кровію мученицъ, произрастила смоковницу, которая многіе годы была врачевствомъ противъ болѣзней. Но нечестивые манихеи, не терпя славы св. дѣвъ, наконецъ истребили сію смоковницу. Впрочемъ нечестивый поступокъ ихъ не остался безъ наказанія. Богъ поразилъ ихъ болѣзнію, которую называютъ «духомъ льва». Она свирѣпствовала между весьма многими изъ манихейской секты. Наказаніе Божіе столь было очевидно для нихъ, что они сами признавались, что причина сей болѣзни есть оскорбленіе святыни сего мѣста.

Мученическую смерть претерпѣли также дѣвы изъ области Бетъ-Гармейской Абіата, Гатесъ и Мамлаха [3]. Онѣ осуждены на смерть царемъ Сапоромъ, который проѣзжалъ чрезъ сію область.

Кончину сихъ блаженныхъ мучениковъ мы описали достовѣрно, точно такъ, какъ сами слышали о ней.

Примѣчанія:
[1] О мученичествѣ сихъ святыхъ упоминаетъ и Созоменъ (Hist. Eccl. Libr. 2, cap. 13). Память ихъ празднуется Церковію 20 ноября.
[2] Память сего Іоанна празднуется 1 ноября.
[3] Память св. Мамлахи Восточною нашею Церковію празднуется 5 октября.

Источникъ: Мученичество св. епископа Нарсеса, ученика его Іосифа и другихъ сорока мучениковъ. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи на 1827 годъ. — Часть XXVI. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова и К°, 1839. — С. 195-202.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0