Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 30 мая 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ACTA MARTYRUM И ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Сирійское житіе святаго Григорія Чудотворца.

Свщмч. Григорий Чудотворец, еп. НеокесарийскийВъ 1894 г. извѣстный знатокъ сирійскаго языка Викторъ Риссель, оказавшій большія услуги наукѣ своими переводами важныхъ сирійскихъ памятниковъ, напечаталъ въ «Theologische Zeitschrift aus der Schweiz», Zürich, XI, 4, S. 241-254, переводъ сирійскаго житія св. Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго, сдѣланный имъ пο рукописи Британскаго Музея (add. 14648), которая, по W. Wright’у, принадлежитъ VI вѣку. Это житіе оказалось по основному своему содержанію близко совпадающимъ съ извѣстнымъ похвальнымъ словомъ св. Григорія Нисскаго о жизни св. Григорія Чудотворца (Βίος ϰαὶ ἐγϰώμιον ῥηϑὲν εἰς τὸν ἅγιον Γρηγόριον τὸν Θαυματουργὸν, γενόμενον ἐπίσϰοπον τῆς Νεοϰαισαρίας); но въ расположеніи фактовъ, въ подробностяхъ ихъ и въ общемъ характерѣ повѣствованія оно настолько отличается отъ жизнеописанія св. Григорія Нисскаго, что естественно возникъ вопросъ объ источникахъ его и о взаимномъ отношеніи греческаго и сирійскаго житія и сравнительной исторической цѣнности ихъ. Въ 1896 г. Paul Bedjan на основаніи той же рукописи Британскаго Музея, какою пользовался В. Риссель, опубликовалъ сирійскій текстъ житія св. Григорія Чудотворца въ «Acta martyrum et sanctorum», t. VI (Parisiis 1896), p. 83-106... (Проф. Н. И. Сагарда) далѣе>>

Текстъ памятника

Повѣсть ο славныхъ дѣяніяхъ блаженнаго Григорія, епископа Неокесарійскаго.

Различные виды духовной жизни.

1. Братья мои, восхвалимъ Бога, Который имѣетъ благоволеніе къ жизни всѣхъ людей [и хочеть], чтобы они достигли познанія истины и жили и образомъ своего поведенія духовно восходили къ величественной небесной высотѣ, такъ, чтобы, въ то время какъ кажется, что они по плоти ходятъ на землѣ, однако пребывали какъ ангелы предъ величіемъ Божіимъ. Ибо не на горахъ только и въ пещерахъ и въ ущельяхъ и въ пропастяхъ земныхъ многіе ожидали спасенія Божія, но также и въ мирное для Церкви время обрѣтались исполненные силы подвижники, облеченные оружіемъ духа и побѣдоносно ведущіе борьбу съ врагомъ силою Креста, — какъ мы разскажемъ ο блаженномъ Григоріи, епископѣ Неокесарійскомъ.

Поставленіе отшельника Григорія во епископа Неокесарійскаго [1].

2. До этого времени онъ былъ отшельникомъ и находилъ радость въ пустынѣ горъ, чтобы тамъ обрѣтать миръ творенія. И въ то время, какъ душа его всецѣло предавалась этой блаженной радости и стремилась къ совершенной жизни, слава ο немъ распространилась во многихъ городахъ. И именно въ это время, по особому устроенію Божію, отъ труда временной жизни вошелъ въ вѣчный покой епископъ, возсѣдавшій на апостольскомъ престолѣ города Неокесаріи. Клирики собрались и пришли къ знаменитому Григорію Назіанзскому и просили его дать имъ пастыря, возвѣстивъ ему ο преставленіи только что умершаго. Когда праведникъ Божій услышаль это, онъ отпустилъ ихъ въ то время въ мирѣ, чтобы они ушли отъ него, сказавъ: «Господь печется ο васъ, и Онъ поставитъ пастыря для вашего стада по Своей волѣ». Блаженный Григорій, святитель Божій, немедленно отдался все превозмогающей молитвѣ; и онъ палъ на колѣни и молился и говорилъ: «Господи, всемогущій Боже! Твои суть небеса и ангелы на нихъ, предъ Твоимъ сіяніемъ трепещутъ херувимы и предъ Твоимъ велѣніемъ устрашаются крѣпкіе серафимы; Ты отъ начала создалъ вселенную и въ ней расположилъ Твоимъ повелѣніемъ міры; Ты, мой Господи, прежде сего спасъ Твою Церковь и стяжалъ ее драгоцѣнною Твоею кровію, — Ты избери также и Твоему стаду пастыря по волѣ Твоей».

И когда онъ такъ молился, тогда пришелъ на него сладкій и пріятный сонъ; и услышанъ былъ имъ голосъ, который говорилъ: «не избирай никого на это служеніе, кромѣ отшельника Григорія». И онъ (сир. я?) сказалъ: «Господь мой! Кто же сообщитъ мнѣ ο мѣстопребываніи Григорія? Ибо, вотъ, онъ — обитатель горъ, онъ даже не имѣетъ постояннаго мѣстопребыванія. Ибо кто можетъ гоняться за орломъ, если онъ, поднявшись въ воздухъ, весело паритъ на крыльяхъ эѳира»? И снова былъ голосъ къ нему, во второй разъ, и сказалъ ему: «Пошли, пусть приведутъ клириковъ; и возьми въ руки святое Евангеліе и войди въ алтарь Божій, въ святое мѣсто искупленія, и помяни тамъ его имя и назначь его, хотя бы его даже не было тамъ! И мое уже (дѣло) гоняться за орломъ и привести его оттуда, гдѣ онъ находитея. Ибо Я знаю всѣхъ птицъ небесныхъ и дикіе обитатели полей Мои».

И когда дивный мужъ Божій, епископъ Григорій, услышалъ это, тогда призвалъ онъ клириковъ, какъ ему было повелѣно, и пошелъ съ ними къ алтарю Божію. И онъ воскликнулъ и сказалъ: «мы нарицаемъ имя отшельника Григорія, котораго Богъ избралъ на епископскій престолъ въ городѣ Неокесаріи». И сказавши это, благословилъ ихъ и отпустилъ ихъ въ мирѣ».

Посѣщеніе Григоріемъ Назіанза, принятіе служенія епископа и откровеніе истиннаго ученія [2].

3. Ибо Богъ, Который во всѣ времена творитъ чудеса въ своихъ святыхъ и попеченіе Котораго открывается во всемъ человѣческомъ родѣ [3], послалъ одного изъ огненныхъ ангеловъ, которые стоятъ въ служеніи Его славѣ, къ Григорію на гору и повелѣлъ сказать ему: «вотъ, ты долженъ быть святителемъ Божіимъ въ городѣ Неокесаріи! встань, иди туда и вступи (въ служеніе). Но прежде пойди въ городъ Назіанзъ и получи благословеніе отъ избранника Божія Григорія, и потомъ въ мирѣ иди въ твой городъ»! Услышавъ это, онъ сказалъ: «Ты, Господи, содержащій все въ Своей власти, Ты знаешь, что рабу Твоему не по сердцу преходящая слава; но если такъ угодно Тебѣ, Господи, то да, будетъ Твоя воля на насъ, какъ и на небѣ».

И тотчасъ онъ всталъ и отправился въ городъ Назіанзъ и возвѣстилъ епископу Григорію то, что ангелъ сказалъ ему. Григорій также удержалъ его у себя и возвѣстилъ ему ο тайнахъ Божіихъ, которыя совершились съ нимъ. И такъ онъ благословилъ его и отпустилъ его въ мирѣ.

Когда избранный Григорій сошелъ въ городъ, онъ нашелъ его пламенѣющимъ почитаніемъ идоловъ. Увидѣвши великую честь, какую они оказывали чуждымъ божествамъ, онъ горько плакалъ и молился и говорилъ: «Господи Боже, творецъ и хранитель тварей! Такъ какъ Ты послалъ ученикамъ Твоимъ, апостоламъ, Святаго Духа, Параклита, и ихъ невѣдѣніе просвѣтилъ Твоимъ познаніемъ истины, то яви твои чудеса и въ сіе время и дай намъ посредствомъ Твоего писанія образъ сокровенныхъ тайнъ Твоей вѣры»! И тотчасъ сдѣлались видимыми на стѣнѣ буквы, которыя гласили такъ: «три лица, Отца, Сына и Святаго Духа, единое божественное естество».

Въ ту ночь Григорій заснулъ и увидѣлъ во снѣ юношу, который имѣлъ въ своей рукѣ книгу, и дѣву, которая облечена была въ драгоцѣнныя одежды, и онъ держалъ ее за руку, именно (онъ увидѣлъ) Іоанна Евангелиста, сына Зеведея, и Марію, Матерь нашего Господа. Они оказали ему: «замѣть то, что ты видишь, мужъ! Ибо, вотъ, ты удостоенъ [4] нынѣ, увидѣть вѣру, которая явилась съ неба. Однако встань, какъ высокій рогъ, и проповѣдуй предъ народомъ». И онъ училъ ихъ безпрестанно днемъ и ночью.

Обманъ іудеевъ, ихъ наказаніе и милосердіе Григорія [5].

4. И послѣ того, какъ онъ пробылъ у нихъ нѣкоторое время, тогда вышелъ, чтобы посѣтить свой діэцезъ. И когда онъ шелъ своею дорогою, вотъ, тогда сказали два человѣка изъ народа іудейскаго другъ къ другу свойственнымъ имъ коварнымъ образомъ: «вотъ проходитъ Григорій; обманемъ его немного и получимъ отъ него милостыню». И они сказали: «какимъ образомъ»? И одинъ сказалъ другому: «ты ложись какъ бы мертвымъ, а я буду плакать надъ тобою»! И случилось: когда Григорій подошелъ къ нимъ, то мужъ, который [тамъ] стоялъ, бросился предъ нимъ ницъ и сказалъ: «прошу тебя, господинъ, сжалься надо мною. Мы шли своимъ путемъ, когда этотъ мой товарищъ легъ [мертвымъ]. Удѣли мнѣ столько, сколько необходимо для его погребенія». Григорій тотчасъ отрѣзалъ половину своего плаща и бросилъ ее на него; и тотчасъ вышла его душа изъ его тѣла. И такимъ образомъ ложь ихъ ясно обнаружилась.

Когда Григорій ушелъ отъ нихъ далеко, тогда подошелъ мужъ къ [только что] умершему, дотронулся до него и сказалъ: «ну, вставай! Вотъ мы посмѣялись надъ мужемъ и получили отъ него милостыню». Но когда онъ увидѣлъ тѣло, которое теперь дѣйствительно сдѣлалось трупомъ, то побѣжалъ къ блаженному Григорію и сказалъ: «имѣй милосердіе ко мнѣ, господинъ, ученикъ Христа», сообщивши ему напередъ всю свою ложь. И онъ сказалъ: «по бѣдности своей, господинъ, онъ сдѣлалъ это. И какъ твой Господь, господинъ, Который Свою благость показалъ по отношенію къ негодному нашему народу, такъ яви и къ намъ свою благость. Ибо онъ имѣетъ жену и дѣтей, и они ожидаютъ его». И когда мужъ Божій услышалъ это, онъ возвратился съ нимъ и сталъ надъ умершимъ, и молился ко Господу и сказалъ: «Христе, Спасителю міра! Такъ какъ Ты добровольно пришелъ въ царство мертвыхъ, чтобы Адама, Твой образъ, возбудить отъ тлѣнія смерти, и избавилъ его отъ грѣха преступленія заповѣди въ Эдемѣ и вывелъ его плѣненнаго, сидѣвшаго плѣненнымъ уже съ [перваго] поколѣнія міра; также и Лазаря, мой Господи, когда Ты воззвалъ его, смерть вынесла, положила предъ Тобою, — Ты, Господи, также и теперь умилосердись надъ этимъ юношей и повели его душѣ возвратиться въ его тѣло». И когда онъ окончилъ свою молитву, онъ взялъ его за руку и сказалъ ему: «тебѣ, душа, твореніе Божіе, я говорю во имя Господа Іисуса Христа: возвратись въ свое мѣсто и снова обитай въ своемъ тѣлѣ, подобно тому, какъ ты прежде сего была въ немъ». И тотчасъ всталъ юноша, и всякій, кто тамъ былъ, прославилъ Бога за чудеса, которыя онъ совершаетъ въ людяхъ чрезъ своихъ избранниковъ. Также и эти іудеи тотчасъ приняли крещеніе и сдѣлались вѣрными монахами (буквально: обитателями монастыря).

Изінаніе демона прорицателя и обращеніе языческаго жреца [6].

5. И случилось: когда блаженный Григорій пришелъ къ одному городу, онъ увидѣлъ внѣ его идольское капище, и онъ вошелъ и ночевалъ въ немъ, и оставался въ немъ цѣлую ночь бодрствующимъ. Демонъ, который былъ почитаемъ въ капищѣ, устрашился предъ молитвою блаженнаго Григорія и ушелъ оттуда. Лишь только блаженный окончилъ ночное служеніе, онъ пошелъ дальше своею дорогой. При наступленіи дня пришелъ въ капище языческій жрецъ, который обычно совершалъ служеніе этому богу (правильнѣе: имѣлъ попеченіе ο культѣ этого бога), и когда онъ по своему обыкновенію много молился и плакалъ, то не было бога, который долженъ былъ явиться ему. Отъ великой печали, объявшей его, онъ разорвалъ свои одежды; и когда онъ [еще разъ] много молился, онъ явился ему и сказалъ ему: «отнынѣ ты не можешь больше желать, чтобы я являлся сюда! Григорій именно, ученикъ Христа, вошелъ сюда, помолился здѣсъ и изгналъ меня, и такимъ образомъ я не могу болѣе приходитъ сюда». Говоритъ ему жрецъ: «значитъ, еслибы Григорій приказалъ тебѣ, то ты вошелъ бы сюда»!? И онъ сказалъ: «если онъ прикажетъ мнѣ, я войду сюда». Услышавъ это, жрецъ побѣжалъ къ блаженному Григорію въ горы и сказалъ ему: «если ты прикажешь богу, который почитается жителямя этой страны, а теперь твоею молитвою изгнанъ, и онъ [снова] войдетъ въ свое мѣсто, то я приду и сдѣлаюсь ученикомъ Бога, Котораго ты проповѣдуешь». Когда блаженный Григорій услышалъ это, онъ такъ написалъ ему на дощечкѣ: «Григорій, ученикъ Христа, идолу. Войди въ твое мѣсто». Жрецъ взялъ дощечку, вошелъ въ капище и положилъ ее въ немъ; и тотчасъ явился богъ. И сказалъ ему жрецъ: «теперь, когда ты получилъ на это приказаніе, ты возвратился на свое мѣсто»!? И онъ сказалъ ему: «да»! Тогда отвѣтилъ жрецъ и сказалъ: «такъ, значитъ, Григорій сильнѣе тебя, такъ что ты подчиняешься его приказанію»!? И отвѣтилъ демонъ и сказалъ ему: «намъ невозможно противостоять силѣ Креста, потому что ему подчинены легіоны ангеловъ и людей и демоновъ» Тогда отвѣтилъ жрецъ и сказалъ: «итакъ, если ученикъ настолько сильнѣе тебя, то насколько болѣе его Учитель! Поэтому мой долгъ уйти, чтобы служить тому, кто болѣе тебя»! И тотчасъ онъ бросилъ его на произволъ судьбы и пошелъ къ блаженному Григорію и сдѣлался ученикомъ его.

Сомнѣніе жреца въ разсказѣ Григорія ο мученической смерти юноши [7].

6. И случилось однажды: когда Григорій сидѣлъ и объяснялъ (Писаніе), онъ сталъ прислушиваться и слушалъ что-то и видѣлъ какъ бы очами духа. Жрецъ сказалъ: «открой мнѣ, господинъ, что ты видишь, и почему ты прислушиваешься, какъ будто ты что-то слышишь»! Блаженный Григорій сказалъ: «я вижу, какъ именно теперь въ городѣ юноша стоитъ предъ судьей и даетъ свидѣтельство и умерщвляетъ сатану благостью Божіею». Жрецъ сказалъ: «господинъ, позволь мнѣ пойти и посмотрѣть, чтобы такимъ образомъ утвердиться въ вѣрѣ», И онъ сообщилъ ему силу своей молитвы. и сказалъ: «иди въ мирѣ, и Господь нашъ да идетъ съ тобою». И тотчасъ жрецъ направился въ городъ и вошелъ въ него и увидѣлъ, какъ ему было сказано, и мученичество того юноши было совершено огнемъ. И жрецъ воскликнулъ громкимъ голосомъ удивленія и сказалъ: «благословенъ Господь нашъ, освободившій насъ отъ обольщеній идоловъ чрезъ своего ученика Григорія».

Побѣда жреца надъ демономъ въ банѣ посредствомъ молитвы Григорія [8].

7. Но, далѣе, была въ городѣ баня, и сильный демонъ обиталъ въ ней и не допускалъ никого войти въ нее, кромѣ какъ только отъ третьяго часа до девятаго. И если кто отваживался войти туда не въ это время, то онъ умерщвлялъ его. Ho жрецъ, уставшій отъ напряженія пути, захотѣлъ войти внѣ этого времени, чтобы помыться. Тогда хозяинъ бани сильно удерживалъ его и отклонялъ отъ этого, говоря: «мужъ, ты хочешь своей смерти»? Но жрецъ, такъ какъ онъ твердо надѣялся на молитву блаженнаго Григорія, смѣло вошелъ туда; и когда демонъ увидѣлъ его, то завылъ и потрясъ двери, и баня едва не разрушилась; и онъ сказалъ жрецу: «мужъ! еще жертвенное мясо между твоими зубами (т. е. ты только что еще былъ языческимъ жрецомъ) [9], — какъ смѣешь ты такъ презирать меня? Ибо, что же я могу причинить тебѣ, когда молитва блаженнаго Григорія сопровождаетъ тебя»? Но жрецъ исполнилъ свое желаніе и потомъ вышелъ и поднялся и разсказалъ блаженному Григорію все, что произошло.

Отведеніе рѣки Лики отъ угрожаемаго ею города [10].

8. Былъ въ той странѣ городъ, и рѣка протекала въ городскомъ районѣ, и вода постоянно причиняла большія поврежденія, такъ что они называли ту рѣку за ея большую свирѣпость «Волкомъ» (т. е. Λύϰος). Когда люди города услышали ο чрезвычайныхъ чудесахъ, которыя Господь нашъ совершалъ руками блаженнаго Григорія, тогда они направились къ нему, чтобы сообщить ему объ этомъ, говоря ему: «молимъ тебя, господинъ! Сжалься надъ нами! Положеніе города, господинъ, въ которомъ мы живемъ, прекрасно; однако рѣка, которая всегда протекаетъ подлѣ него, причиняетъ большія поврежденія и уноситъ, господинъ, наше имущество и нашъ скотъ; также она разрушаетъ наши дома до основаній и уноситъ ихъ и умерщвляетъ людей, которые живутъ въ домахъ. Но подобно твоему Господу, великому зодчему міротворенія, Который пришелъ, чтобы возсоздать разрушенное (Іез. 36, 36) и запустѣвшимъ жилищамъ чадъ Адамовыхъ снова дать миръ, такъ можешь также и ты, господинъ, возвратить миръ городу, который опустошенъ поврежденіями рѣки». Когда блаженный Григорій услышалъ отъ нихъ объ этомъ, онъ всталъ и пошелъ съ ними. И когда онъ увидѣлъ многія рытвины, которыя окружали рѣку въ срединѣ города, также большія поврежденія, которыя она причинила, тогда онъ взялъ свой посохъ и воткнулъ его въ окрестностяхъ города въ землю и сказалъ: «говорю тебѣ, нѣмая природа, и вамъ, влажныя воды, во имя нашего Господа Іисуса Христа, Бога всего міра: ты не должна снова вторгаться въ него (т. е. въ городъ) и причинять въ немъ какой-либо вредъ. И тотчасъ распустился его посохъ и сдѣлался большимъ деревомъ; и всякій разъ, когда приходили воды и наталкивались на него, онѣ должны были снова поворачивать отъ городского округа и онѣ дѣлали углубленія въ другомъ мѣстѣ, протекая теперь къ югу отъ города.

Осушеніе озера для примиренія двухъ братьевъ [11].

9. Въ то время въ городѣ жилъ знатный мужъ: и по велѣнію Божію онъ преставился отъ жизни тѣлесной и оставилъ двухъ сыновей. Когда эти наслѣдники раздѣлили все свое наслѣдство, осталось у нихъ озеро, которое приносило большой доходъ своему обладателю, ибо въ немъ была необычайная масса разныхъ рыбъ. И потому относительно него дѣло дошло у нихъ до большого разлада. Они спорили такъ много и горячо, что даже своихъ слугъ держали вооруженными и готовыми къ борьбѣ другъ противъ друга. Друзья ихъ извѣстили блаженнаго Григорія ο такомъ положеніи дѣла. Мужъ Божій безъ замедленія пошелъ къ нимъ, чтобы примирить ихъ, сказавши имъ: «мужи, вы вѣдь братья! Зачѣмъ вы хотите доставлять удовольствіе сатанѣ? Одинъ пусть удержитъ за собою озеро, a другой — возьметъ деньги, какія придутся за него!» И одинъ изъ нихъ говоритъ: «Я не выпущу его». И другой: «до смерти я не отступлюсь отъ него». Блаженный повелѣлъ вмѣстѣ пойти къ озеру; и когда всѣ стояли подлѣ него, тогда блаженный сказалъ къ нимъ: «люди, что вы спорите ο томъ, что вамъ не принадлежитъ? Воды принадлежатъ Богу; прудъ также принадлежитъ Богу. [Значитъ] что же вы спорите ο томъ, что вамъ не подчинено? Хотите ли вы установить миръ между собою, или же я долженъ показать вамъ, что озеро не принадлежитъ вамъ»? Но они сказали: «нѣтъ»! Когда блаженный Григорій увидѣлъ, что они не поддавались убѣжденію заключить миръ, и сатана подстрекалъ ихъ къ тому, чтобы напоить своею кровію землю, тогда простеръ онъ свои руки надъ водами и сказалъ: «говорю вамъ, влажныя воды, подвластныя Христу! Во имя Господа нашего Іисуса Христа, повелѣніемъ Котораго вы собраны въ это мѣсто, въ это [именно] имя Христа я говорю вамъ, чтобы вы удалились съ этого мѣста и поглощены были бездной земли, чтобы из-за любви къ вамъ не разрушался образъ Божій (т. е. человѣческое тѣло)». И тотчасъ высохли эти воды, и дно и грунтъ земли сдѣлались видимыми. И блаженный сказалъ къ этимъ братьямъ: «видите вы теперь, что воды не вамъ принадлежали!? Были ли онѣ въ чемъ-нибудь подчинены вашему повелѣнію? Могли ли вы какъ-нибудь приказать имъ, чтобы онѣ оставались въ вашемъ прудѣ? Посему идите въ мирѣ»! Братья, хотя [прежде] и не хотѣли, заключили миръ другъ съ другомъ и ушли.

Избраніе кузнеца Александра во епископа [12].

10. Въ той странѣ былъ маленькій городъ, который также подчиненъ былъ [епископской власти] Неокесаріи. Въ эти дни по повелѣнію Божію отошелъ изъ жизни міра изнуренный [трудами своей жизни] епископъ, который былъ въ немъ. Клирики по обычаю, который господствовалъ въ городѣ, пошли въ Неокесарію, чтобы тамъ получить для себя пастыря. Явившись къ Григорію, они дали ему списокъ именъ, которыя [при этомъ] должны были быть приняты во вниманіе. Но когда списокъ былъ прочитанъ, то оказалось, что тамъ было имя мужа, который имѣлъ много недостатковъ и имя котораго поставлено было въ спискѣ ради его богатства. Между клириками былъ одинъ ревнитель; когда онъ услышалъ его имя въ спискѣ, тогда ревность Божія возбудила его, и онъ сказалъ: «не ставьте никого, кромѣ кузнеца Александра». Блаженный Григорій, услышавъ это слово, понялъ, что исторія съ кузнецомъ Александромъ всплыла не случайно, и такимъ образомъ онъ отпустилъ клириковъ, и они ушли. Онъ тотчасъ разостлалъ свою мантію предъ Господомъ и преклонилъ колѣна въ молитвѣ и сказалъ: «Господи Боже, сидящій на херувимахъ, прежде начала всѣхъ временъ ты основалъ землю, и Твои персты создали небо, Ты не преходишь съ поколѣніемъ и не измѣняешься съ временемъ и не исчезаешь какъ дни, но Ты всегда тотъ же, [уже] прежде начала міровъ, и небо и земля и глубины вмѣстѣ съ воздушнымъ пространствомъ какъ ладони предъ Тобою и какъ капля изъ бадьи. И нынѣ, Господи, мановеніемъ Котораго люди пришли къ бытію, благоволи избрать теперь себѣ мужа, который благоугоденъ волѣ Твоей». И когда онъ окончилъ свою молитву, тогда былъ небесный голосъ къ нему и сказалъ ему: «никого ты не долженъ ставить тамъ во епископа, кромѣ кузнеца Александра». Но Григорій сказалъ: «о, Господи, ктоже покажетъ мнѣ этого мужа»? И второй разъ былъ божественный голосъ къ нему и сказалъ ему: «пошли, пусть приведутъ мужа, который съ нимъ работаетъ, и отъ него ты можешь получить свѣдѣнія объ его превосходныхъ качествахъ». И тотчасъ онъ послалъ скоро за мужемъ; и когда кузнецъ появился въ комнатѣ предъ Григоріемъ, онъ поднялся и сказалъ къ нему: «скажи мнѣ, мой братъ, кто тотъ Александръ, который работаетъ съ тобою, и что онъ (за человѣкъ)»? Кузнецъ отвѣтилъ и сказалъ: «онъ хочетъ заставить насъ непремѣнно вѣрить, ο господинъ, что онъ глупый человѣкъ; но я, ο господинъ, не считаю его за глупца, ибо его дѣла не дѣла глупца [13]. Его заработокъ составляетъ болѣе 150 грошей (собственно nummus) въ день, но онъ не беретъ отъ меня больше 50 грошей и на эти деньги онъ питается небольшимъ количествомъ хлѣба; а то, что остается, онъ даетъ бѣднымъ. И мяса онъ не ѣстъ и вина не пьетъ, и еще никто не видѣлъ, чтобы онъ мылся въ банѣ, и его ужина достаточно ему отъ вечера и опять до вечера. Но когда онъ говоритъ, то изъ устъ его исходятъ слова мудрости, подобныхъ которымъ не говорили никогда мірскіе философы» [14]. Услышавъ это, блаженный Григорій сказалъ кузнецу: «Бога ради [15], братъ мой! Какъ знаешь, — смотря по тому, чтó тебѣ подскажетъ хитрость ремесла, — такъ приведи его сюда». Кузнецъ пошелъ назадъ въ свой домъ и сказалъ Александру: «У насъ недостаетъ желѣза. Пойдемъ въ городъ Неокесарію». И когда они пришли въ городъ, онъ привелъ его предъ Григорія. Но Александръ, лишь только вошелъ, сталъ ребячески притворяться и говорить вздорныя слова. Однако, при своемъ появленіи въ дверяхъ, онъ показался тому, предъ кѣмъ онъ явился, какъ сіяющая звѣзда. И епископъ Григорій воскликнулъ и сказалъ: «Вотъ, это — мужъ, лице котораго сіяетъ какъ утренняя заря и душа котораго просвѣщена сіяніемъ небесной славы». И онъ поставилъ его предъ народомъ и заклиналъ его и сказалъ: «заклинаю тебя Тѣмъ, Кто небо простеръ, какъ ковры, и на немъ воздвигъ престолъ Своей славы и поселилъ тамъ въ служеніе Своему величію ангеловъ огня и духа; заклинаю Тѣмъ, Кто землю на водахъ основалъ отъ начала и на нихъ положилъ кругъ земной и опредѣлилъ въ жилище для человѣка; заклинаю Тѣмъ, Кто Свои руки распростеръ на крестѣ и привлекъ землю въ познаніе истины, — не полагай покрова на твои истинныя качества (сир. «твореніе», т. е. твое нравственное состояніе; или можетъ быть вм. γένεσις = происхожденіе), — но я хочу видѣть тебя такимъ, каковъ ты для Бога, — если ты мудръ, то какъ мудраго, если ты безуменъ, то какъ безумнаго». И когда Александръ услышалъ это, онъ убоялся предъ чрезвычайною силою его заклинанія, и онъ сказалъ: «О господинъ, для чего это необходимо, что ты [такъ основательно] изслѣдуешь твоего раба. Ибо насколько было въ моихъ силахъ, Богъ былъ для меня [цѣлью моего] познанія». Но Григорій сказалъ ему: «скажи мнѣ, откуда ты, и какое твое занятіе»? Александръ открылъ ему все положеніе дѣла и сказалъ: «я, господинъ, былъ сыномъ Максимиліана изъ города Рима. И когда мой отецъ умеръ, тогда я много думалъ ο томъ, чтобы приблизиться къ Богу. И я увидѣлъ, что для души, которая любитъ Бога, нѣтъ предпочтительнѣе образа существованія, какъ тотъ, чтобы она въ этомъ мірѣ находилась въ бѣдности. Когда я разсудилъ такъ, тогда я продалъ все имѣніе, которое родители мои оставили мнѣ въ наслѣдство, золото и серебро и помѣстья и одежды, и отдалъ это бѣднымъ; также и рабовъ, которыхъ я имѣлъ, семьсотъ [по числу], я въ одинъ день отпустилъ на свободу. И Христосъ, мой Господь, откроетъ твоей святости — Онъ, Который владычествуетъ надъ мыслями души и Которому вѣдомы помышленія людей [16] — откроетъ, что я разсказалъ это не для тщетнаго самохвальства, но изъ страха предъ клятвою». Григорій далѣе сказалъ ему: «Бога ради [17], братъ мой! [скажи] почему ты избралъ себѣ этотъ путь юродства»? Александръ сказалъ ему: «потому что я видѣлъ, какъ міръ неразумно поставилъ безжалостность на мѣсто любви и немилосердіе на мѣсто милосердія, — нынѣ люди почитаютъ и завтра презираютъ ее, нынѣ прославляютъ ее и завтра поносятъ ее, этотъ благословляетъ и другой проклинаетъ, — видѣлъ, какъ люди чувствуютъ себя привлеченными троякимъ образомъ къ тому, чтобы заявить ο себѣ въ твореніи Божіемъ: или чтобы быть прославляемыми отъ людей, или чтобы имѣть матеріальную (собств. нар. тѣлесно) выгоду или чтобы обладать властью правящаго положенія. Поэтому я избралъ для себя бѣдность, чтобы чрезъ нее побѣдить сатану. Если случается, что бѣднякъ находится на пути и приходятъ разбойники и видятъ, что онъ совершенно бѣденъ, то они удовлетворяютъ [даже] его потребности изъ того, что имѣютъ.

И когда Григорій услышалъ это, пришелъ въ изумленіе и удивился и сказалъ: «Хвала тебѣ, Боже, даровавшему это сокровище въ земномъ сосудѣ, такъ какъ это — Святый Духъ Божій, Который обитаетъ въ избранномъ (Имъ) сосудѣ (т. е. въ одномъ изъ) людей». И тотчасъ онъ возвелъ его въ священный санъ, сказавши: «иди, братъ мой; паси отнынѣ стадо Христово». И онъ просилъ его и говорилъ: «взойди, изъясни на каѳедрѣ (Писаніе) и удовлетвори народъ своими божественными изреченіями». И, дѣйствительно, своими изреченіями онъ привелъ въ удивленіе народъ; и онъ привлекъ его къ страху Божію, такъ что каждый прославлялъ нашего Господа за мудрость, которую Онъ даровалъ людямъ.

Но когда Григорій отпустилъ его, чтобы онъ ушелъ въ мирѣ, дабы возсѣсть на каѳедрѣ своего святительскаго служенія, тогда онъ возблагодарилъ и сказалъ: «Хвала Тебѣ, ο Боже! Какъ много однако святыхъ Ты имѣешь въ мірѣ, и они невѣдомы и сокрыты отъ людей вслѣдствіе своего уничиженнаго положенія, но великими стоятъ они въ Твоихъ глазахъ». Когда Александръ со своими клириками отосланъ былъ въ мирѣ, тогда блаженный Григорій остался одинъ со своею душею и собралъ всю свою душу вмѣстѣ съ своими мыслями, чтобы излить ее предъ Богомъ въ обильномъ слезами порывѣ, плача и говоря: «О Господи, мой Боже! Отъ запада (resp. отъ вечера, по Быт. 1, 5?) Ты призвалъ землю [въ бытіе] до концовъ міра, и всѣ существа ангеловъ и людей получили бытіе, ο Господи, по мановенію Твоей воли, также и дикія животныя, которыя рѣзвятся въ уединеніи пустыни, и птицы, которыя въ силу своей легкости (resp. быстроты), рѣзвятся въ воздухѣ, носятъ на себѣ образъ Твоего Креста [своими распростертыми крыльями] и такимъ образомъ отваживаются парить высоко на вершинахъ; также и толпа рыбъ, ο Господи, которая движется въ глубинѣ моря, воспринимаетъ отъ Твоего дыханія, чтобы не задохнуться въ дико бушующемъ потокѣ водъ; и, когда Твоей волѣ угодно было, Ты, ο Господи, сорокъ лѣтъ питалъ въ пустынѣ жестоковыйный народъ хлѣбомъ, который испеченъ былъ не руками, и далѣе, когда благодать Твоя открылась надъ родомъ чадъ Адамовыхъ и захотѣла сдѣлать явными сокрытыя силы земли, Ты пятью хлѣбами насытилъ семь тысячъ въ пустынѣ, при чемъ имъ на вечерю осталось двѣнадцать коробовъ, — и нынѣ, Господи, благодарю Тебя, что Ты точно такъ же, какъ Твоя благость всѣмъ существамъ даруетъ то, въ чемъ они нуждаются, и мнѣ послалъ мужа Александра. который долженъ смирить мою бѣдную душу, чтобы она не превозносилась въ самодовольствѣ.

Оклеветаніе Григорія распутной женщиной, ея наказаніе и помилованіе [18].

11. И когда блаженный Григорій окончилъ свою молитву, то уснулъ вслѣдствіе напряженія и изнеможенія отъ слезъ тихимъ сномъ. И онъ увидѣлъ во снѣ, какъ нѣкто въ образѣ мужа сталъ по правую сторону его, и онъ сказалъ ему: «мужайся, мужъ Божій Григорій; ибо многое ты долженъ будешь претерпѣть отъ своихъ враговъ, и [въ концѣ концовъ] ты побѣдоносно устоишь [въ борьбѣ], и они упадутъ въ яму, которую копаютъ для тебя. И тотчасъ онъ поднялся отъ своего сна и благодарилъ Господа за это видѣніе, которое онъ видѣлъ. Α врагъ праведности, который отъ начала умерщвляетъ людей, когда увидѣлъ что изъ населенія города Неокесаріи, между которымъ [въ началѣ] находилось только семнадцать вѣрующихъ, онъ безчисленныя тысячи привелъ къ истинной вѣрѣ — тогда ненавистникъ (т. е. сатана) захотѣлъ осыпать его стрѣлами злобы и научилъ рабовъ лжи, какъ они могли бы оклеветать Григорія. Эти ученики порочности, подхвативши совѣтъ своего учителя, послали привести развратную женщину; и потомъ они сказали ей: выполни съ нами тайный планъ, а именно, возьми себѣ двадцать золотыхъ и говори съ Григоріемъ то, что мы тебѣ скажемъ, и въ то время, какъ онъ будетъ сидѣть между старѣйшими города, иди и стань передъ нимъ и скажи ему: «дай мнѣ мою плату за эту ночь, потому что ты спалъ у меня». Она взяла деньги; и случилось: когда Григорій въ своей невинности сидѣлъ и изъяснялъ народу (Писаніе), и его архидіаконъ стоялъ рядомъ съ нимъ, тогда распутная женщина протиснулась и остановилась предъ нимъ и сказала ему: «дай мнѣ мою плату, потому что ты въ эту ночь имѣлъ со мною любовную связь». Григорій со всѣмъ народомъ, который стоялъ возлѣ него, удивился этой рѣчи; а Стефанъ, его архидіаконъ, когда увидѣлъ позорную клевету, просилъ своего владыку молчать долгое время, чтобы онъ могъ открыть обманъ лжецовъ; потомъ онъ поднялся и сказалъ къ распутной женщинѣ: «я не знаю, что ты хочешь сказать, моя дочь». Но она сказала ему: «именно такъ, Григорій! И я не прощу тебѣ моей платы». Стефанъ поднялся во второй разъ и сказалъ къ ней: «женщина, иди отъ меня прочь своею дорогой; я не понимаю, что ты хочешь сказать»? Но такъ какъ распутная женщина не умѣла отличить ихъ лица другъ отъ друга, именно лица Григорія и лица Стефана, то простерла свои руки къ Стефану и сказала: «дай мнѣ мою плату, потому что ты вѣдь имѣлъ со мною любовную связь. Ты не смѣешь обманывать меня, Григорій». Тогда весь народъ, увидѣвши что она не умѣетъ распознать лица Григорія, призналъ, что это великая клевета. И Григорій сказалъ: «этого достаточно для лжецовъ».

Когда Стефанъ увидѣлъ, что такимъ образомъ обманъ лжецовъ и блудницы обнаруженъ, тогда Стефанъ сказалъ къ ней: «ты навѣрно въ союзѣ съ демонами: зачѣмъ ты свои уста посвятила на служеніе сатанѣ, такъ что онъ чрезъ нихъ высказалъ постыдную ложь на раба Божія. Да, порочная (соб. дочь грѣха), зачѣмъ ты составила тайный планъ съ этими безбожниками и хотѣла бросить грязь въ безпорочное солнце? Зачѣмъ ты подняла свои руки, чтобы бросить камень въ небо, когда уже твоя праматарь въ раю лишила эдемскаго блаженства нашего отца Адама? Ты хотѣла по этому плану лжи перлы предать (соб. ввергнуть) погибели; и твоя сестра, жена Сампсона, въ коварномъ союзѣ съ филистимлянами связала назорея и сдѣлала его посмѣшищемь предъ своимъ народомъ, а твоимъ родственникомъ былъ верховный совѣтъ неправеднаго народа [который осудилъ Христа]. Точно такъ же ты посмѣялась надъ Ветхимъ родовъ (т. е. Христомъ, ср. Дан. 7, 9 комбинированное съ мессіанскимъ мѣстомъ Мих. 5, 1), Который отпустилъ вину Адама, бывшую вслѣдствіе его преступленія, и отреклась отъ Него предъ лицомъ Пилата». Когда Стефанъ произнесъ это, Григорій сказалъ ему: «дай этой женщинѣ ея плату, сколько она хочетъ получить, и прикажи ей уйти, чтобы она не отвлекала насъ отъ занятія словомъ Божіимъ, и чтобы и я также не удерживалъ у себя мзды угнетеннаго (ср. Іак. 5, 4 и др.). Стефанъ подалъ ей плату ея, сколько она хотѣла получить.

И случилось: когда она простерла свои руки и взяла грѣховныя деньги, тогда демонъ тотчасъ повергъ ее на землю, и она сказала, чтобы они все-таки не обирали ея совершенно ради превосходныхъ качествъ Григорія. Когда мужъ Божій увидѣлъ, что она ограблена демономъ, сжалился надъ нею и простеръ свои руки надъ демономъ и сказалъ: «тебѣ, нечистый духъ, говорю! Ты подчиненъ Христу, и я также служу Христу. Во имя нашего Господа Іисуса Христа, выйди изъ этой дѣвушки, не причиняя ей вреда». Демонъ тотчасъ удалился изъ женщины, и она стала здоровой; и Григорій отослалъ ее, чтобы она ушла въ мирѣ, приказавщи ей не объявлять объ обманѣ лжецовъ.

Оговоръ Григорія мальчикомъ [19].

12. Когда Григорій въ одинъ день стоялъ и училъ народъ, вотъ, закричалъ юноша изъ толпы народа громкимъ голосомъ и сказалъ: «не страшитесь, люди! ибо Григорій говоритъ это не отъ себя (собств. не отъ своей воли), но [нѣкто] другой стоитъ по правую сторону его, и этотъ учитъ его, чтó онъ долженъ говорить». Услышавъ это, Григорій сказалъ къ тѣмъ, которые стояли возлѣ него: «этотъ юноша не чистъ отъ демоновъ». И тотчасъ демонъ повергъ юношу на землю. Но Григорій, услышавъ это, взялъ лоскутъ отъ верхней одежды, которая была наброшена на плечи юноши, подулъ на него изъ своихъ устъ, и бросилъ его на юношу, и сказалъ: «не я повелѣваю тебѣ, — Христосъ повелѣваетъ тебѣ, Онъ, Который тебя со свиньями ввергъ въ море (ср. Матѳ. 8, 32): выйди изъ этого юноши». Когда демонъ услышалъ имя божественнаго величія, онъ закричалъ громкимъ голосомъ и сказалъ: «горе мнѣ изъ-за Іисуса, горе мнѣ изъ-за учениковъ Его, что мы здѣсь изгнаны изъ всего творенія и что мы тамъ сохранены для палящаго огня преисподней, вслѣдствіе вражды, которая возникла въ Эдемѣ между прародителями нашего рода и прародителемъ человѣческаго рода». И такимъ образомъ онъ оставилъ юношу и удалился.

Юноша же, когда опять сталъ здоровымъ, сказалъ: «теперь я болѣе не вижу мужа, который стоялъ возлѣ Григорія и училъ его, чтó онъ долженъ говорить». Когда демонъ вышелъ изъ юноши, тогда раздался голосъ въ воздухѣ, который говорилъ: «теперь я долженъ пойти къ языческому царю, и онъ отомститъ за меня Григорію».

Гоненіе на христіанъ и бѣгство Григорія [20].

13. Въ эти дни, когда церковь Божія отъ успѣшнаго распространенія вѣры расширялась, врагъ, которому — уже отъ сотворенія міра — не доставляетъ удовольствія наше спокойствіе, внезапно открылъ гоненіе на нее; и послалъ тираннъ-царь судью въ ту страну, который несъ съ собою угрозы и проклятія противъ всѣхъ, любившихъ Христа. Когда Григорій увидѣлъ [угрожавшее] наказаніе, то тотчасъ сталъ жаждать мученичества, какъ драгоцѣннаго камня, чтобы ему прежде всего сдѣлаться его жертвой и вмѣстѣ съ тѣмъ образцомъ для принадлежащихъ къ его церкви; но потомъ онъ принялъ также во вниманіе слабости человѣческой природы и сказалъ: «я боюсь, чтобы, если я оставлю пастбище (т. е. діэцезъ) на произволъ судьбы, то можетъ ворваться [волкъ] и уничтожить стадо Христово». И онъ молился предъ Господомъ и говорилъ: «о Господи, сѣдящій на херувимахъ, Который возсѣлъ на осляти и вошелъ въ Іерусалимъ, Ты, крѣпкій Боже, десница Котораго распростерла небо [21], и Который въ смиреніи явился въ мірѣ, и распинатели пригвоздили на древо, потому что ты добровольно, ο Господи, претерпѣлъ страданіе смерти ради насъ, — такъ умилосердись надъ страданіями раба Твоего въ этотъ часъ и возвѣсти мнѣ жребій, который я по волѣ Твоего Божества долженъ принять на себя». И тотчасъ раздался голосъ подлѣ него и сказалъ ему: «Собирайся, возьми свой народъ и уходи, иди въ пустыню и скрывайся, пока пройдетъ ярость». И тотчасъ онъ собрался, взялъ съ собою церковь и ушелъ.

Чудесное спасеніе Григорія и его діакона [22].

14. Но когда судья услышалъ, что случилось, онъ послалъ мужей, которые должны были преслѣдовать Григорія и привести его. И они отправились и нашли его у пещеры, вмѣстѣ съ языческимъ жрецомъ, который сдѣлался его ученикомъ, и они приняли ихъ за деревья и не знали, что это — люди. И люди, которые были посланы, возвратились къ судьѣ, сказавъ ему: «мы прошли по всей пустынѣ и въ пещерахъ и въ ущельяхъ и въ пропастяхъ земли и искали (ихъ) и никого не нашли, кромѣ двухъ деревьевъ, которыя посажены возлѣ пещеры». Но люди изъ воиновъ судьи, въ которыхъ покоилась сокрытая вѣра во Христа, знали, что это было чудо и прославили Бога.

Возврашеніе Григорія, успѣхъ его дѣятельности и его смерть [23].

15. Но въ скоромъ времени послѣ того умеръ царь-мучитель и наступило спокойствіе на землѣ. Григорій и весь народъ Божій съ почетомъ возвратились къ своей церкви. И онъ обозрѣлъ весь народъ города и увидѣлъ, что въ немъ было только не болѣе семнадцати невѣрующихъ, и онъ возблагодарилъ Господа и сказалъ: «благодарю Тебя, Господи, что нѣкогда, когда Ты привелъ меня въ этотъ городъ, я нашелъ въ немъ (только) семнадцать вѣрующихъ, а теперь, вотъ, въ немъ остается еще (только) семнадцать невѣрующихъ. Присоедини ихъ вмѣстѣ съ ихъ братьями къ твоему стаду, ο Христе»! И послѣ всего этого блаженный оставилъ этотъ міръ страданій и отошелъ побѣдоносно къ своему Господу. Да царствуетъ его молитвами милосердіе надъ землею и надъ ея обитателями до вѣка. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 908 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 142 сл.
[2] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 909 sqq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 144 сл.
[3] H. Hilgenfeld въ «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» 41 (1898), S. 454.
[4] H. Hilgenfeld, S. 455.
[5] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 940 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 176 сл.
[6] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 913 sqq. Русск. пер. ч. VIII, стр. 149 сл.
[7] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 949. Русск. перев. ч. VIII, стр. 186 сл.
[8] Ср. Migne. PSG. t. XLVI, col. 952. Русск. перев. ч. VIII, стр. 188 сл.
[9] Η. Hilgenfeld, S, 455.
[10] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 929. Русск. перев. ч. VIII, стр. 164 сл.
[11] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 925 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 161 сл.
[12] Ср. Migne, PSG, t. XLVI, col. 933 sq. Русск. пер. ч. VIII, стр. 169 сл.
[13] Н. Hilgenfeld, S. 455.
[14] Η. Hilgenfeld, S. 455.
[15] Собственно: «bei deinem Leben».
[16] Н. Hilgenfeld, S. 455.
[17] И здѣсь: «bei deinem Leben».
[18] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 901 sq. Русскій пер. ч. VIII, стр. 136 сл.
[19] Ср. Migne, PSG, t. XLVI, col. 941. Русск. перев. ч. VIII, стр. 179 сл.
[20] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 944 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 180 сл.
[21] Н. Hilgenfeld, S. 456.
[22] Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 948. Русск. перев. ч. VIII, стр. 184 сл.
[23] Cp. Migne, PSG. t. XLVI, col. 953. Русск. перев. ч. VIII, стр. 191 сл.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарда. — Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. — С. 1-17.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0